РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_Новости_
Религиозная организация Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 119019, г.Москва, ул.Волхонка, д.15

15.02.2010  |   В Храме Христа Спасителя завершился богослужебный круг Первой седмицы Великого поста

15 февраля Православная Церковь вступила на поприще Великого поста. Согласно православной традиции в первые четыре вечера Великого поста за богослужением читается Великий канон прп. Андрея Критского. Начало чтения Великого канона в Храме Христа Спасителя положил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, посвященным борьбе христианина с грехами гордости и зависти.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Грех, с которым человек борется во имя своего спасения, обнаруживается во всей своей сущности через порок, именуемый гордостью. Гордый человек лишь себя поставляет в центр жизни, оставляя всех остальных на периферии. Эта жизненная позиция гордого человека влечет за собой множество опасных последствий, одно из которых — порок зависти.

Размышляя о том, что есть зависть, святой Василий Великий сказал очень меткие слова: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Ведь если для гордеца он сам в центре бытия, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление любого, кто кажется более успешным и значительным, вызывает у человек, обуреваемого гордостью, глубочайшую внутреннюю боль.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Размышляя о зависти, святой Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и мнимым, но все-таки услаждением, то зависть — это боль и всегда только боль, и никакого, даже мнимого, услаждения. Если не бороться с чувством зависти, то она может настолько поработить человека, что он становится агрессивным и опасным для других. Ведь неслучайно причиной первого убийства, которое совершил на заре человеческой истории Каин в отношении брата своего Авеля, была зависть. Завистливый человек становится агрессивным и опасным для других. И чем тщательнее он скрывает этот внутренний огонь зависти в сердце своем, тем опаснее он становится.

Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в Таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость.

Но есть и еще два замечательных средства.

Первое — это осознание того факта, что Господь каждого человека наградил уникальными качествами и нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Каждый человек уникален и имеет свою ценность пред Богом. Каким бы слабым, больным, неудачливым ни казался человек, он имеет ценность в очах Божиих. И осознание этого факта помогает человеку воздержаться от зависти. Мир велик, и каждому в этом мире есть свое место. Понимание уникальности человека и премудрости Божественного замысла о человеке помогают нам преодолевать чувство зависти.

И еще одно очень важное средство — это добрые дела. Когда мы делаем доброе дело человеку, он перестает быть для нас дальним, он становится ближним. Мы не завидуем тем, кому мы делаем доброе дело. Если кто-то сомневается в этом, пусть постарается сделать доброе дело человеку, которому завидует, и зависть постепенно будет уходить, потому что этот человек станет для него близким.

Нужно помнить, что очень часто мы сами провоцируем чувство зависти в тех, кто нас окружает. Иногда раздосадовать завистника, пробудить чувство зависти доставляет наслаждение. Например, приобретая красивую новую одежду, некоторые думают в первую очередь о том, что эта одежда вызовет зависть у знакомых или даже родных и близких. Зависть — опасный и агрессивный порок. И если мы сами не хотим быть уязвленными завистью, то не нужно зависть и разжигать. Множество бед совершалось и совершается в этом мире из-за зависти.

Время Великого поста — это время борьбы с пороком: и с гордостью, и с завистью. Приходя в храм Божий, слушая дивные слова молитв и песнопений, обращаясь с горячей молитвой ко Господу о помощи в нашей духовной жизни, будем просить, чтобы Он помог нам искоренить из сердец наших и гордость, и зависть. И стряхнув с себя эти пороки, мы почувствуем необычайную легкость жизни, радость бытия. Пусть Господь помогает нам в дни святой и спасительной Четыредесятницы постепенно, но уверенно восходить от силы к силе в нашем движении навстречу Господу и Спасителю. Аминь.

Во вторник чтение Великого канона в Храме Христа Спасителя совершил архиепископ Истринский Арсений.

Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню и первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили епископы Аркадий (Афонин) и Анатолий (Аксенов), ключарь протоиерей Михаил Рязанцев и клирики Храма Христа Спасителя.

По окончании Божественной Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с проповедью.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Многие пороки являются следствием греха, который коренится в сердце человека. Но есть два порока,iser которые являются не следствием греха, а самим воплощением греха: это пороки гордости и лжи, потому что и в одном, и в другом является сама природа диавольская. Диавол, падший ангел, стал таковым именно потому, что себя поставил в центр бытия, отвергнув Бога. Падший ангел самого себя поставил на место Бога, и тот же падший ангел стал воплощением лжи. Диавол — лжец и отец лжи (Ин.8:44); поэтому, когда люди заражаются гордостью и ложью, они творят диавольское дело.

Не сразу человек привыкает говорить неправду. «Нет лжи во младенце», ? говорит Иоанн Лествичник, и это правда: человек возрастает во лжи по мере своего собственного возрастания. Существует множество причин, почему люди говорят неправду. Иногда лгут потому, что опасаются сказать правду. Тот же Иоанн Лествичник говорит: «Иной суд тому, кто говорит ложь, опасаясь наказания, а иной суд тому, кто говорит ложь без предлежащей опасности». Да, действительно, перед лицом наказания или опасности человек способен сказать неправду. Это грех, но это грех меньший по сравнению с тем, когда люди говорят неправду либо просто пустословя, либо сознательно, чтобы нанести вред другим людям или неправедным путем стяжать себе некие блага. Когда ложь становится орудием в руках человека, направленным на достижение целей — будь то в личной, семейной или общественной, политической жизни, в профессиональной деятельности, ? тогда ложь особо наказуется Богом.

Но, помимо того, что всякая ложь наказуется Богом — ибо есть не что иное, как осуществление диавольского дела, — ложь опасна и для внутренней жизни человека, потому что результатом лжи является лицемерие. Лживый человек никогда не скажет другому, что говорит неправду. Он всеми силами будет создавать впечатление, что сказанное — это правда, и таким образом через лицемерие развивается то, что именуется двуличием. Двуличный человек — это человек, имеющий как бы два лица: одно подлинное, а другое мнимое. Но человек не создан, чтобы жить с двумя лицами. Он может быть духовно здоровым и целостным только тогда, когда у него одно лицо, как Бог восхотел. Таков Божий замысел о человеке. И когда мы навлекаем на себя второе лицо, мы разрушаем свою собственную внутреннюю целостность, мы становимся слабыми и уязвимыми. Вот почему ложь в первую очередь разрушает самого человека. Это не всегда заметно, особенно тогда, когда человек только вступает на путь лжи, но это очень хорошо ощутимо в конце жизни того, кто все время говорил неправду.

Всякое двуличие порождает подозрительность. Стоит только человеку один раз понять, что собеседник говорит неправду, как доверие к такому человеку пресекается и возникает опасное явление в межличностных отношениях — то, что мы называем подозрительностью. Подозрительность, подобно раковой опухоли, разъедает здоровую ткань человеческих отношений. Но причина подозрительности — всегда ложь, именно она провоцирует эту подозрительность. А ведь человек, который подозревает, может от обороны перейти к наступлению, и часто реакцией на ложь является агрессивность, порожденная подозрительностью. Вот так ложь разрушает ткань здоровых человеческих отношений; каждый это знает.

Чем заканчивается ложь в семье, обман супругов? Чаще всего семейной трагедией. Чем заканчивается ложь в масштабах страны и государства? Мы хорошо это знаем — наше поколение помнит, как много лжи обрушивалось на наше сознание. Ложь в международных отношениях также ведет к подозрительности и агрессии, разрушая мир и создавая угрозу войны. А ведь иначе и быть не может. Если диавол есть лжец и отец лжи, то разве ложь может породить мир, покой, радость, благополучие? Никогда!

Жизненная позиция христианина должна исключать ложь. Если мы творим ложь, мы творим дело диавольское. И, наверное, одним из самых сильных и убедительных свидетельств о глубокой вере человека является его правдивость. Ну, а если по каким-то внешним обстоятельствам, по слабости своей, в силу неправильного воспитания или влияния окружающих мы все-таки совершаем грех лжи — как же нам исправить этот порок, как нам прекратить говорить неправду? Замечательные слова принадлежат тому же Иоанну Лествичнику, которого мы неоднократно цитируем на первой седмице Великого поста, потому что мало кто так глубоко говорит о тайнах возрастания человека, духовного его совершенствования: «Кто имеет страх Божий, тот отстраняется от лжи, потому что имеет в себе строгого и нелицеприятного судию — совесть свою». Какие замечательные слова преподобного Иоанна! У того, кто живет в страхе Божием, кто сознает, что Бог знает и видит все и слышит нашу неправду, обостряется чувство совести. Каждое произнесенное лживое слово больно ранит такого человека, и, не желая уязвляться своей совестью, он не говорит неправду.

Будучи ребенком, я как-то спросил своего благочестивого отца: «Папа, ты говоришь, что нельзя говорить неправду. Но как можно прожить жизнь и не говорить неправду?» То, что сказал мне отец, я помню, и буду помнить до конца своей жизни. Он мне сказал: «Сынок, трудно не говорить неправду, но возможно. Но кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» Это мудрые слова. Когда мы не хотим сказать неправду, никто не требует от нас, чтобы мы говорили правду. Мы можем молчать или сказать ровно столько, сколько можно сказать, не погрешая. К позиции человека, воздерживающегося от лжи и вместо лжи принимающего на себя молчание, — всегда уважение у окружающих. К такому человеку пробуждается доверие, он становится примером для других.

Пусть Господь поможет нам в дни Святой Четыредесятницы препобеждать наши пороки, в том числе один из самых губительных и опасных — порок лжи. И верим, что в ответ на нашу молитву, на наше предстояние Господу Он с любовью прострет к нам Свою руку и поможет нам на пути духовного возрастания. Аминь.


В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

Вечером в среду Первой седмицы епископ Дмитровский Александр совершил в Храме Христа Спасителя чтение третьей части Великого канона, а в четверг, последнюю часть творения прп. Андрея Критского прочитал в Соборном храме епископ Зарайский Меркурий.

Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу Первой седмицы, а затем молебное пение вмч. Феодору Тирону с традиционным освящением колива в Храме Христа Спасителя возглавил епископ Дмитровский Александр.


<<< Вернуться к списку новостей

 
 

Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского