8 мая 2021 года, в Субботу Светлой седмицы, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Крестный ход. Раздача артоса.
8 мая 2021 года, в Субботу Светлой седмицы, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Крестный ход. Раздача артоса.
Протоиерею Михаилу Рязанцеву сослужили - протоиереи: Георгий Мартынов, Андрей Марущак; иереи: Сергей Куксов, Димитрий Кельманов; протодиаконы: Николай Филатов, Дионисий Пряхин; диакон Иоанн Клинцов , а также: иерей Александр Ильинский, клирик ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинской обители милосердия; иерей Николай Устинов, клирик Патриаршего подворья при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москвы; иерей Димитрий Болычев, сотрудник Управления делами Московской Патриархии, преподаватель Московской духовной академии; иерей Антоний Косых, клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы; диакон Даниил Семенов, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке г. Москвы.
За Литургией пел Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением Светланы Соколовской.
Перед Крестным ходом, отец Ключарь прочитал над артосом молитву на раздробление, в которой просил "чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились." Затем артос был разроблен, напоминая всем, тем самым, о пяти хлебах, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа.
После Крестного хода отец Михаил обратился к собравшимся в этот день в храме со словом проповеди.
Затем артос был роздан прихожанам.
АРТОС
Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая (так как из него небыли вынуты частицы).
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!».