"Главный Храм России"...
Кто это, в золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, отовсюду блистающий сияньем, за многие версты видный, со всех концов? Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его - все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая даль! Высечено веками в камне" - так вспоминал И. С. Шмелев главный храм России в рассказе "Город-призрак". И заключил его пророчеством: "Нетленное взять нельзя. Держит Господь в Деснице времена и сроки, - и Ярое Око Его сожжет закрывшую Его тьму. Верю".
И вот Храм Христа Спасителя вновь встал над Москвой во всей красе. В первой декаде августа завершаются отделочные работы, а 13-го здесь откроется юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви.
Накануне этого знаменательного события наш корреспондент встретился с руководителем Координационной группы специалистов по художественной отделке комплекса Храма священником Леонидом Калининым и попросил его провести своеобразную заочную экскурсию по залу Соборов для читателей обозрения "Радонеж".
-В день Преображения Господня, - рассказал нам о. Леонид, - состоится Великое освящение Храма, и он вновь займет достойное место в ряду святынь русского Православия. Это событие поистине мирового значения, потому что великий праздник пришествия в мир Спасителя нигде не будет отмечаться столь торжественно, как у нас. Под стать торжеству и место. Как известно, новый Храм воссоздан с учетом развития новых технологий и материалов, а также в известной мере восстанавливает историческую справедливость. Так, прежний Храм стоял на земляном холме, на дубовых сваях. А до него на этом месте был Алексеевский монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским в 1358 году. В 1839 году его разобрали и перенесли в Красное Село. Ходит легенда, будто игуменья монастыря сказала, что ничто не устоит на месте, где разбираются Божьи храмы. Ведь здесь были церкви Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия человека Божия. Можно сказать, что на первом Храме это пророчество сбылось, век его оказался
недолгим - с 1839 г. он строился, в 1883 г. был освящен, а уже в 1927 г. начались работы по уничтожению. Советская власть не могла потерпеть в центре Москвы Храм - памятник патриотизму народа, утверждению мощи русской державы и Православия. По образному выражению И. Талькова, "золотые купола кому-то черный глаз слепили", это была всеобщая трагедия русского народа. Плиты с именами героев были положены в различных местах, вплоть до общественных туалетов, - вот кощунственное и дьявольское действо!
Храм оплакивали тысячи людей. 5 декабря 1931 года - черная дата нашей истории. Как известно, Лазарь Каганович, поворачивая ручку взрывателя, сказал: "Задерем подол матушке-России". Взрыв Храма был ее сознательным осквернением...
Эта предыстория утвердила в мысли, что от насыпного холма в его основании следует отказаться. Построили огромную "подставку" - стилобат площадью в 60 тысяч кв. м. В ней и разместился нижний храм с теми Престолами, которые некогда были в Алексеевском женском монастыре. Таким образом историческая справедливость была восстановлена.
Сегодня это самый большой храм нашей Церкви, наружная высота его 105 м, высота подкупольного пространства - 80 м, здесь поместилась бы колокольня Ивана Великого. Он вмещает до 15 тысяч человек. Всего здесь шесть престолов, в верхнем храме главный - в честь Рождества Христова, южный - Николая чудотворца и северный - святого благоверного князя Александра Невского. Храм воссоздан в точных размерах прототипа. Как вы знаете, лучшие художники России по конкурсу получили право его расписать, и результат можно увидеть: нигде в России нет такого красивого и грандиозного по размерам Храма. Воссозданы плиты с именами героев, имена их, положивших жизнь свою "за други своя" возвращены в память народа.
С воссозданием Храма Христа Спасителя и с его великим освящением начинается новая эпоха в жизни Русской Церкви.
А в стенах Зала Церковных Соборов будут приниматься важнейшие для Русской Православной Церкви решения, поэтому его художественному решению и убранству придавалось большое значение. Зал находится справа от нижнего, Преображенского храма и вмещает около 1600 человек. Это уникальное архитектурное произведение создано по проекту архитекторов М. Посохина и Д. Солопова при постоянном участии Московской Патриархии и лично Его Святейшества. С первых дней стройка находится под особым патронажем мэра Москвы Ю. М. Лужкова.
Большую роль в становлении проекта Зала Соборов сыграл Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый Председатель Комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя, которому пришлось решать самые трудные задачи формирования всего архитектурно-художественного решения комплекса Храма Христа Спасителя.
Уникальность Зала состоит в том, что, во-первых, такого специального зала для проведения соборов не имеет ни одна поместная Церковь. Последний Поместный собор РПЦ проходил в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Но Церковь наша по милости Божией и по молитвам всей нашей полноты возрастает, у нас уже около ста епархий. И, согласитесь, не к лицу нам арендовать для собора, к примеру, Кремлевский Дворец съездов, возведенный богоборческой властью на месте разрушенного храма Спаса на Бору - древнейшего каменного храма Москвы.
В Зале Соборов архитектурно нашла воплощение идея соборности нашей Церкви. Он уникален еще и тем, что его проект - новое слово в церковной архитектуре. Прежде всего это удивительные по красоте и оригинальности своды, выполненные как платы, как покровы. Это и световые зенитные окна, которые всегда освещают зал дневным светом.
В зале также расположены зимние сады, в которых произрастают живые растения из Святой Земли, с Афона и других святых мест, куда всегда стремится душа верующего. В оформлении зала применены и новые технологии, которых нет нигде в мире. Основную художественную идею зала можно сформулировать так: время меняется, формы тоже могут меняться, но все каноническое неизменно и незыблемо, как неизменно само Слово Божие и истина Православия.
Так, например, иконы в зале соборов, написанные в строгих традициях русских мастеров XVI века; четыре главных столпа, поддерживающих своды, украшены изображениями наших святителей, преподобных, праведников, великих государственных мужей - императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Здесь же изображения многих деятелей Церкви и Государства Российского, которые еще не прославлены в лике святых, но внесли весомый вклад в историю Отечества. В этом зале словно соединилась вся Россия, все эпохи. Еще одна выразительная деталь: на сводах зала, которые, как я говорил, словно Покров Божией Матери, простираются над входящими, находятся светильники, они мерцают в форме созвездий. Это карта звездного неба над Москвой в день Рождества Христова - престольного праздника храма. Это центральный плат. Справа - карта неба Украины, а слева - Белоруссии. Три единокровных, единоверных народа символически соединились и здесь. Надеюсь, и в жизни они соединятся. На колоннах - изображения Паисия Величковского, п
реподобных Оптинских старцев, преподобного Сергия игумена Радонежского, святителей Московских - словом, всех, кто внес вклад в созидание страны и Православной Церкви.
Зал соборов будет действовать постоянно. Помимо соборов и конференций здесь будут Рождественские елки, Пасхальные вечера, Церковные образовательные Чтения, а также концерты - духовной музыки и классической. Конечно, здесь никогда не будет совершаться того, что было бы оскорбительно для Церкви. Думаю, пребывание в таком зале приобщит к Церкви многих из тех, кто только ищет дорогу к Храму.
Ну а полностью убранство Зала Церковных Соборов будет завершено к Рождеству Христову. К нему мы устраним некоторые замечания, высказанные на заседании штаба строителей Ю. М. Лужковым - нашим главным строителем. К примеру, в композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" на стене за президиумом - лики апостолов выглядят слишком суровыми из-за неудачно подобранного камня. Над этим мы сейчас работаем. Нужно сказать, что трудятся все с полной отдачей сил, по 18 часов в сутки, понимая историческую важность предстоящего события - великого 2000-летнего Юбилея Христианства, во время празднования которого все главные мероприятия пройдут в нашем Зале.
Я верю в результат нашего труда: Зал будет самым красивейшим залом Москвы и России, торжественным Залом Соборов Русской Православной Церкви!
"Радонеж" № 19 2000 г.
И вот Храм Христа Спасителя вновь встал над Москвой во всей красе. В первой декаде августа завершаются отделочные работы, а 13-го здесь откроется юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви.
Накануне этого знаменательного события наш корреспондент встретился с руководителем Координационной группы специалистов по художественной отделке комплекса Храма священником Леонидом Калининым и попросил его провести своеобразную заочную экскурсию по залу Соборов для читателей обозрения "Радонеж".
-В день Преображения Господня, - рассказал нам о. Леонид, - состоится Великое освящение Храма, и он вновь займет достойное место в ряду святынь русского Православия. Это событие поистине мирового значения, потому что великий праздник пришествия в мир Спасителя нигде не будет отмечаться столь торжественно, как у нас. Под стать торжеству и место. Как известно, новый Храм воссоздан с учетом развития новых технологий и материалов, а также в известной мере восстанавливает историческую справедливость. Так, прежний Храм стоял на земляном холме, на дубовых сваях. А до него на этом месте был Алексеевский монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским в 1358 году. В 1839 году его разобрали и перенесли в Красное Село. Ходит легенда, будто игуменья монастыря сказала, что ничто не устоит на месте, где разбираются Божьи храмы. Ведь здесь были церкви Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия человека Божия. Можно сказать, что на первом Храме это пророчество сбылось, век его оказался
недолгим - с 1839 г. он строился, в 1883 г. был освящен, а уже в 1927 г. начались работы по уничтожению. Советская власть не могла потерпеть в центре Москвы Храм - памятник патриотизму народа, утверждению мощи русской державы и Православия. По образному выражению И. Талькова, "золотые купола кому-то черный глаз слепили", это была всеобщая трагедия русского народа. Плиты с именами героев были положены в различных местах, вплоть до общественных туалетов, - вот кощунственное и дьявольское действо!
Храм оплакивали тысячи людей. 5 декабря 1931 года - черная дата нашей истории. Как известно, Лазарь Каганович, поворачивая ручку взрывателя, сказал: "Задерем подол матушке-России". Взрыв Храма был ее сознательным осквернением...
Эта предыстория утвердила в мысли, что от насыпного холма в его основании следует отказаться. Построили огромную "подставку" - стилобат площадью в 60 тысяч кв. м. В ней и разместился нижний храм с теми Престолами, которые некогда были в Алексеевском женском монастыре. Таким образом историческая справедливость была восстановлена.
Сегодня это самый большой храм нашей Церкви, наружная высота его 105 м, высота подкупольного пространства - 80 м, здесь поместилась бы колокольня Ивана Великого. Он вмещает до 15 тысяч человек. Всего здесь шесть престолов, в верхнем храме главный - в честь Рождества Христова, южный - Николая чудотворца и северный - святого благоверного князя Александра Невского. Храм воссоздан в точных размерах прототипа. Как вы знаете, лучшие художники России по конкурсу получили право его расписать, и результат можно увидеть: нигде в России нет такого красивого и грандиозного по размерам Храма. Воссозданы плиты с именами героев, имена их, положивших жизнь свою "за други своя" возвращены в память народа.
С воссозданием Храма Христа Спасителя и с его великим освящением начинается новая эпоха в жизни Русской Церкви.
А в стенах Зала Церковных Соборов будут приниматься важнейшие для Русской Православной Церкви решения, поэтому его художественному решению и убранству придавалось большое значение. Зал находится справа от нижнего, Преображенского храма и вмещает около 1600 человек. Это уникальное архитектурное произведение создано по проекту архитекторов М. Посохина и Д. Солопова при постоянном участии Московской Патриархии и лично Его Святейшества. С первых дней стройка находится под особым патронажем мэра Москвы Ю. М. Лужкова.
Большую роль в становлении проекта Зала Соборов сыграл Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый Председатель Комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя, которому пришлось решать самые трудные задачи формирования всего архитектурно-художественного решения комплекса Храма Христа Спасителя.
Уникальность Зала состоит в том, что, во-первых, такого специального зала для проведения соборов не имеет ни одна поместная Церковь. Последний Поместный собор РПЦ проходил в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Но Церковь наша по милости Божией и по молитвам всей нашей полноты возрастает, у нас уже около ста епархий. И, согласитесь, не к лицу нам арендовать для собора, к примеру, Кремлевский Дворец съездов, возведенный богоборческой властью на месте разрушенного храма Спаса на Бору - древнейшего каменного храма Москвы.
В Зале Соборов архитектурно нашла воплощение идея соборности нашей Церкви. Он уникален еще и тем, что его проект - новое слово в церковной архитектуре. Прежде всего это удивительные по красоте и оригинальности своды, выполненные как платы, как покровы. Это и световые зенитные окна, которые всегда освещают зал дневным светом.
В зале также расположены зимние сады, в которых произрастают живые растения из Святой Земли, с Афона и других святых мест, куда всегда стремится душа верующего. В оформлении зала применены и новые технологии, которых нет нигде в мире. Основную художественную идею зала можно сформулировать так: время меняется, формы тоже могут меняться, но все каноническое неизменно и незыблемо, как неизменно само Слово Божие и истина Православия.
Так, например, иконы в зале соборов, написанные в строгих традициях русских мастеров XVI века; четыре главных столпа, поддерживающих своды, украшены изображениями наших святителей, преподобных, праведников, великих государственных мужей - императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Здесь же изображения многих деятелей Церкви и Государства Российского, которые еще не прославлены в лике святых, но внесли весомый вклад в историю Отечества. В этом зале словно соединилась вся Россия, все эпохи. Еще одна выразительная деталь: на сводах зала, которые, как я говорил, словно Покров Божией Матери, простираются над входящими, находятся светильники, они мерцают в форме созвездий. Это карта звездного неба над Москвой в день Рождества Христова - престольного праздника храма. Это центральный плат. Справа - карта неба Украины, а слева - Белоруссии. Три единокровных, единоверных народа символически соединились и здесь. Надеюсь, и в жизни они соединятся. На колоннах - изображения Паисия Величковского, п
реподобных Оптинских старцев, преподобного Сергия игумена Радонежского, святителей Московских - словом, всех, кто внес вклад в созидание страны и Православной Церкви.
Зал соборов будет действовать постоянно. Помимо соборов и конференций здесь будут Рождественские елки, Пасхальные вечера, Церковные образовательные Чтения, а также концерты - духовной музыки и классической. Конечно, здесь никогда не будет совершаться того, что было бы оскорбительно для Церкви. Думаю, пребывание в таком зале приобщит к Церкви многих из тех, кто только ищет дорогу к Храму.
Ну а полностью убранство Зала Церковных Соборов будет завершено к Рождеству Христову. К нему мы устраним некоторые замечания, высказанные на заседании штаба строителей Ю. М. Лужковым - нашим главным строителем. К примеру, в композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" на стене за президиумом - лики апостолов выглядят слишком суровыми из-за неудачно подобранного камня. Над этим мы сейчас работаем. Нужно сказать, что трудятся все с полной отдачей сил, по 18 часов в сутки, понимая историческую важность предстоящего события - великого 2000-летнего Юбилея Христианства, во время празднования которого все главные мероприятия пройдут в нашем Зале.
Я верю в результат нашего труда: Зал будет самым красивейшим залом Москвы и России, торжественным Залом Соборов Русской Православной Церкви!
"Радонеж" № 19 2000 г.
возможно вас заинтересует