1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вячеслава (Сорокина), клирика Московской духовной академии, во епископа Канского и Богучанского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2024 года (журнал № 50), стал правящим архиереем Канской епархии (Красноярская митрополия).
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии; архиепископ Псковский и Порховский Матфей; епископ Норильский и Туруханский Агафангел; епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Минусинский и Курагинский Серафим; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального монастыря; игумен Иннокентий (Нилов), секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря; протоиерей Владимир Дорош, руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска; иеромонах Герман (Мельников), секретарь Норильской епархии, настоятель кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Норильска; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иерей Роман Богдасаров, заведующий сектором по взаимоотношениям с Федеральной службой войск Национальной гвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы; иерей Артемий Кокош; архидиакон Константин Барган; протодиакон Николай Филатов; диакон Иоанн Клинцов.
Патриаршее богослужение посетили: член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Красноярского края А.В. Усс, заместитель главы Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — Илья Толкачев).
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля с.г. (журнал № 76) архиепископ Псковский и Порховский Матфей, в связи с назначением главой Псковской митрополии, был возведен в сан митрополита.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Александра Николаева, клирика храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Малютин, клирик Патриаршего подворья при храме Живоначальной Троицы в Рассказовке г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Канского и Богучанского Вячеслава на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Владыка совершил славление празднику и прочитал молитву преподобному Серафиму Саровскому.
В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы сегодня вспоминаем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, которого называем чудотворцем, потому что как при жизни, так и после своей кончины он совершил и совершает многие чудеса. Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом — низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи глубоким инвалидом, практически неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как всё это в лесу? Всё же самому надо делать — выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в обществе?
Но именно здесь, в этом лесу, в этой пустыне, и раскрывается сила благодати Божией, которая почила на преподобном. Он силой Божией живет в этом лесу. Не просто физически поддерживая свое существование — он молится, да как молится — стоя на камне! И молитва — тысячу дней и ночей! Не следует думать, что преподобный не сходил с камня — конечно, сходил. Но местом его молитвы была не келья, а этот камень. И опять-таки, ведь не богатырь стоял на коленях на этом камне — инвалид, человек, неспособный даже к общежитию с другими людьми. Но на преподобном Серафиме Саровском явственно и просто — так просто, что понятно любому, — явилась сила Божия, благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины — только от Господа.
Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства — нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы еще не достигли такого уровня. А преподобный Серафим — без медицины! Еще раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины — напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, еще и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться — мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или еще куда-то — ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмется?
Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо — умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону. Потому что если просим Господа о помощи, а живем как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придет, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет.
Когда я был ректором духовной академии, я жил в Санкт-Петербурге на квартире. И вот приходит соседка и говорит: «Ну, скажи ты мне, пожалуйста, — вот я всё Николаю Чудотворцу молилась-молилась, свечки ставила-ставила, а мужа взяли и посадили». Спрашиваю: «За что посадили?» Отвечает: «За воровство». Тогда я улыбнулся и сказал: «Теперь молись, чтобы он скорее вышел оттуда. Потому что никакая молитва не остановит Божий суд, который осуществляется, в том числе, посредством человеческого суда. И если муж воровал, то должен сидеть в тюрьме. А вот когда отсидит и выйдет на свободу, ты уж делай всё для того, чтобы у него восстановились силы, а самое главное — чтобы в Бога верил, и ты сама молись». Не знаю, достигли мои слова этой женщины или нет, но, думаю, в каком-то смысле достигли.
Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне — вера требуется. И, конечно, еще раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:17).
Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное — делать добрые дела. И еще раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу.
Именно такие мысли возникают, когда вспоминаешь дивный образ и жизнь святого преподобного Серафима, который всю свою энергию, все свои силы отдавал на молитву, а через эту молитву обрел великую силу и совершал множество чудесных дел, помогая людям, обращавшимся к нему за помощью. Его молитвами да хранит Господь землю нашу Русскую, да хранит Он всех нас и да укрепляет в вере и доброделании!
Аминь.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вячеслава (Сорокина), клирика Московской духовной академии, во епископа Канского и Богучанского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2024 года (журнал № 50), стал правящим архиереем Канской епархии (Красноярская митрополия).
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии; архиепископ Псковский и Порховский Матфей; епископ Норильский и Туруханский Агафангел; епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Минусинский и Курагинский Серафим; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального монастыря; игумен Иннокентий (Нилов), секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря; протоиерей Владимир Дорош, руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска; иеромонах Герман (Мельников), секретарь Норильской епархии, настоятель кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Норильска; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иерей Роман Богдасаров, заведующий сектором по взаимоотношениям с Федеральной службой войск Национальной гвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы; иерей Артемий Кокош; архидиакон Константин Барган; протодиакон Николай Филатов; диакон Иоанн Клинцов.
Патриаршее богослужение посетили: член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Красноярского края А.В. Усс, заместитель главы Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — Илья Толкачев).
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля с.г. (журнал № 76) архиепископ Псковский и Порховский Матфей, в связи с назначением главой Псковской митрополии, был возведен в сан митрополита.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Александра Николаева, клирика храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Малютин, клирик Патриаршего подворья при храме Живоначальной Троицы в Рассказовке г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Канского и Богучанского Вячеслава на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Владыка совершил славление празднику и прочитал молитву преподобному Серафиму Саровскому.
В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы сегодня вспоминаем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, которого называем чудотворцем, потому что как при жизни, так и после своей кончины он совершил и совершает многие чудеса. Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом — низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи глубоким инвалидом, практически неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как всё это в лесу? Всё же самому надо делать — выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в обществе?
Но именно здесь, в этом лесу, в этой пустыне, и раскрывается сила благодати Божией, которая почила на преподобном. Он силой Божией живет в этом лесу. Не просто физически поддерживая свое существование — он молится, да как молится — стоя на камне! И молитва — тысячу дней и ночей! Не следует думать, что преподобный не сходил с камня — конечно, сходил. Но местом его молитвы была не келья, а этот камень. И опять-таки, ведь не богатырь стоял на коленях на этом камне — инвалид, человек, неспособный даже к общежитию с другими людьми. Но на преподобном Серафиме Саровском явственно и просто — так просто, что понятно любому, — явилась сила Божия, благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины — только от Господа.
Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства — нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы еще не достигли такого уровня. А преподобный Серафим — без медицины! Еще раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины — напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, еще и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться — мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или еще куда-то — ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмется?
Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо — умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону. Потому что если просим Господа о помощи, а живем как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придет, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет.
Когда я был ректором духовной академии, я жил в Санкт-Петербурге на квартире. И вот приходит соседка и говорит: «Ну, скажи ты мне, пожалуйста, — вот я всё Николаю Чудотворцу молилась-молилась, свечки ставила-ставила, а мужа взяли и посадили». Спрашиваю: «За что посадили?» Отвечает: «За воровство». Тогда я улыбнулся и сказал: «Теперь молись, чтобы он скорее вышел оттуда. Потому что никакая молитва не остановит Божий суд, который осуществляется, в том числе, посредством человеческого суда. И если муж воровал, то должен сидеть в тюрьме. А вот когда отсидит и выйдет на свободу, ты уж делай всё для того, чтобы у него восстановились силы, а самое главное — чтобы в Бога верил, и ты сама молись». Не знаю, достигли мои слова этой женщины или нет, но, думаю, в каком-то смысле достигли.
Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне — вера требуется. И, конечно, еще раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:17).
Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное — делать добрые дела. И еще раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу.
Именно такие мысли возникают, когда вспоминаешь дивный образ и жизнь святого преподобного Серафима, который всю свою энергию, все свои силы отдавал на молитву, а через эту молитву обрел великую силу и совершал множество чудесных дел, помогая людям, обращавшимся к нему за помощью. Его молитвами да хранит Господь землю нашу Русскую, да хранит Он всех нас и да укрепляет в вере и доброделании!
Аминь.
Фотогалерея
другие новости