3 марта 2019 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского, викария Патриарха Московского и всея Руси.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Руской Православной Церкви; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, заведующий кафедрой богословия МДА; протоиерей Виктор Сандар, благочинный Патриарших подворий и ставропигиальных приходов вне города Москвы; иерей Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; духовенство Кафедрального собора, духовенство города Москвы.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес иерей Лев Аршакян, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучкове (Троицкий административный округ г. Москвы).
По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Зеленоградского Савву на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы отмечаем особый день — воскресенье, в которое вспоминаем о Страшном Суде и, читая Евангельское повествование (Мф. 25:31-46), задумываемся об этом финальном аккорде человеческой истории, который, несомненно, прозвучит для каждого из нас.
Тема суда очень важная. Человеческий суд был организован для того, чтобы защитить справедливость. Единственная причина иметь суд — это добиваться справедливости тогда, когда своими силами добиться ее невозможно.
Слово «справедливость» имеет тот же корень, что и слово «правда». А правда — это не просто истина. Правда — это истина непререкаемая, та, что не может иметь своим источником человеческую мудрость. Правда — это то, что происходит от Бога, а в человеческом общежитии правда непосредственно связана с нравственным чувством. Нравственность же есть следствие присутствия Бога в человеческой жизни, потому что никакими законами общественного развития, как то пытались делать в сравнительно недавнем прошлом, происхождение нравственности невозможно объяснить. Глубоко ошибаются те, кто связывает нравственность с теми или иными человеческими взглядами, убеждениями, идеологией, культурными штампами и так далее. Подлинной правдой является лишь то, что проистекает от Бога — Источника правды.
Так вот, для того чтобы суд мог творить правду, мало, чтобы были хорошо образованными юристы, защищающие или обвиняющие подсудимого. Мало, чтобы были честные опытные судьи, способные объективно применить закон к рассмотрению того или иного дела. Очень важно, чтобы суд являл правду по-настоящему, а для этого требуется несколько условий. И в первую очередь нужно, чтобы правда, которую защищает суд, была подлинной правдой, а не ложью, которая рядится в одежды правды.
И вот что еще очень важно. Поелику правда — это нравственная категория, как важно, чтобы те, кто творит суд, были людьми высоконравственными, которые подчиняли бы себя не только закону, но и совести, и Божией правде. И если все это будет осуществляться в человеческом судопроизводстве, то суды будут непременно справедливыми и авторитетными, по-настоящему нужными для людей, по многим причинам и обстоятельствам неспособных без посторонней помощи обрести правду и разрешить спорные вопросы.
Суд оправдывает свое существование лишь тогда, когда он справедлив, когда он являет правду, когда он применяет законы, отображающие правду Божию, когда суд вершат люди, своею совестью свободные от неправды и подчиняющиеся в первую очередь Божиему нравственному закону, а затем и всем государственным законам, которые так или иначе проистекают из нравственного начала. Суд является очень важной институцией в человеческом обществе. И как же велика ответственность тех, кто совершает суд! Эти люди не только должны работать постоянно над собой в плане повышения своих юридических знаний, необходимых для совершения суда в соответствии с законом, но и постоянно работать над своим нравственным и духовным состоянием, чтобы не было мучительных угрызений совести за несправедливо вынесенный приговор. Человек, становясь судьей, принимает на себя огромную ответственность пред Богом и пред людьми, — вот почему требуется особая духовная подготовка для тех, кто принимает на себя эту ответственность.
Но сегодня мы говорим о последнем, Божественном Суде. Этому суду будут подвергнуты все — и мирские судьи, и правители, и не только те, кто творит суд над другими, но и каждый из нас. Каждый предстанет пред Богом, каждый даст ответ за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. И память о великом, страшном и справедливом Божественном суде должна помогать каждому из нас корректировать свою жизненную траекторию, уклоняться от зла, творить благо, чураться всякой неправды, стремиться жить по Божественному закону, памятуя о том, что ни одно деяние, как доброе, так и злое, не будет сокрыто от Господа. За все, что мы говорим, делаем и даже думаем, на Божием Страшном суде дадим Ему, нелицеприятному Судие, окончательный ответ.
Все то время, которое отделяет нас от этого Суда, дано нам для того, чтобы мы исправили свои жизненные пути, чтобы мы были способны приносить пред лицом Божиим покаяние в наших дурных мыслях, плохих поступках. А чтобы покаяние это было принято Господом, оно должно быть искренним и сердечным.
Ко всему этому призывает нас сегодняшний воскресный день, предваряющий последнюю седмицу пред Великим постом, каждый день которой надлежит посвятить размышлениям о том, что и как мы должны совершить в течение Святой Четыредесятницы, с тем чтобы достойно и праведно встретить Светлое Христово Воскресение.
Аминь.