Богослужение в праздник Похвалы Божией Матери

17 апреля 2021 года, в субботу 5-ой седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Божией Матери (Субботу Акафиста), в Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия и чин молебного пения, которые возглавил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Перед началом Божественной литургии из алтаря была вынесена и установлена на аналое в центре Храма Христа Спасителя Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление», келейная икона преподобного Серафима Саровского, которая была принесена накануне из крестового храма Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Перед началом Божественной литургии все жалающие могли приложиться к чудотворному образу Божией Матери.
Протоиерею Михаилу Рязанцеву сослужили: протоиерей Георгий Мартынов; протодиаконы: Николай Филатов, Дионисий Пряхин; диакон Иоанн Клинцов, а так же: иерей Николай Устинов, клирик Патриаршего подворья при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москвы; диакон Даниил Семенов, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке г. Москвы.
Богослужебные песнопения исполнил Преображенский хор Храма Христа Спасителя под управлением регента Сергея Сидоренко.
Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Устинов, клирик Патриаршего подворья при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москв.
По окончании Литургии перед образом Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери "Умиление" был совершен чин молебного пения, который возглавил протоиерей Михаил Рязанцев.
Затем отец Ключарь обратился к собравшимся прихожанам со словами проповеди.
По окончании Богослужения доступ к Святыне был возобновлен и все желающие смогли приложиться к чудотворному образу.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» пребывала в Храме Христа Спасителя до 16:00 17 апреля 2021 года.
Затем, под пение величания Пресвятой Богородице, Серафимо-Дивеевская икона, в сопровождении Ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева, торжественно была перенесена из Храма Христа Спасителя в автомобиль, который доставил святыню в крестовый храм Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен в IX веке. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типикон (устав) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.