Утром 3 мая 2024 года, в Великий Пяток, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя были совершены Часы Великого Пятка, изобразительны. Богослужение совершил протоиерей Андрей Марущак.
Утром 3 мая 2024 года, в Великий Пяток, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя были совершены Часы Великого Пятка, изобразительны. Богослужение совершил протоиерей Андрей Марущак.
Протоиерею Андрею Марущаку сослужили: иерей Димитрий Благов, клирик храма Всемилостивого Спаса в Воронове; протодиакон Николай Филатов; диакон Димитрий Стацюк; диакон Кирилл Савельев.
Пел Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением Сергея Сидоренко.
Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Участвуя в страданиях Иисуса Христа, претерпенных Им за наши грехи, и особенно в самый день искупительных страшных страданий и смерти Господа, который Сам назвал этот день временем отнятия Жениха от апостлоов (Лк V, 34), Церковь в этот день не совершает Божественной Литургии, но последование Часов. "Я не знаю, - говорит бл. Симеон Фессалоникийский, - как случилось, что совершение Литургии преждеосвященной в Великий Пяток оставлено, тогда как прежде оно было. Быть может, это сделали и на основании иерусалимского устава, который есть устав монашеский. Во святой и Великий Пяток совершенной Литургии мы не служим, потому что Господь, на Пяток преподавший Тайны в воспоминание своих страданий, в самый Пяток претерпел добровольно их и на кресте принес Себя в жертву Отцу. И как в Его божественном теле чрез страдания принесена тогда жертва: то и нет нужды в Великий Пяток совершать нам Литургию в воспоминание страстей Его, когда Он Сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же преждеосвященные дары и совершать их Литургию предано, как это можешь найти написанным во многих древних постановлениях и древних Евангелиях и апостлоах, хотя теперь по монашескому иерусалимскому уставу и не совершается".
Последование Часов в Великую Пятницу Церковным Уставом приписывается святителю V века, - св. Кириллу Александрийскому, который изложил это последование, без сомнения, согласно с преданием Апостольским. Часы в Великую Пятницу совершаются первый, третий, шестой и девятый, и называются царскими, потому что первоначально они отправлялись в придворной церкви, с провозглашением царям многолетия, которое доселе бывает на часах в навечерия праздников Рождества и Крещения Христова, и в Великую Пятницу.
На первом часе воспоминаются преимущественно события гефсиманской ночи: взятие Иисуса, рассеяние учеников и поступок Петра. После обычного (V) на первом часе псалма произносятся два пророчественные псалма о тщетном восстании князей земных на Господа и на Христа (Пс II) и о крестных страданиях Спасителя (Пс XXI). В паремии первого часа произносится пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за 30 сребреников (XI, 10-13). Чтением Апостольскими Церковь прославляет спасительную силу креста (Гал VI, 14-18), а Евангельским от Матфея о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (Мф XXVII, 1-56).
На третьем часе Церковь в трогательных песнях то укоряет неблагодарных иудеев; то воспоминает отвержение и раскаяние Петра; то живописует удивление небесных воинств, взирающих на венец и багряницу поругания; то влагает слово жалости и невинности в уста осужденного Искупителя. Во псалмах третьего часа Церковь произносит пророчество о неправедном суде на Иисуса Христа (Пс XXXIV) и погибели предателя (VIII), В паремии чтением пророчества Исаии Церковь представляет изображение того величайшего Праведника, который идет на вольную смерть, безропотно и беспрекословно (L, 4-11). Чтением Апостола раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину, побуждение и плоды (Рим V, 6-10); Евангелием от Марка (XV, 1-41) благовествует о том же, о чем и на первом часе от Матфея.
На шестом часе Церковь останавливает взор наш на изображении состояния души вознесенного на крест и изнемогающего на нем под тяжестью грехов наших божественного Страдальца. Во псалмах этого часа произносятся пророчества о крестных страданиях и молитве Спасителя (Пс LIII; XXXIX). В паремии пророчеством Исаии Церковь изображает крайнее унижение Господа, Коего вид бесчестен, умален паче всех сынов человеческих (LII, 13-15; LIII, 1-12; LIV, 1). Чтением Апостола Церковь проповедует о воплощении Сына Божия, да смерть упразднит имущего державу смерти, сиречъ, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския (Евр II, 14-18): а Евангелием от Луки благовествует о том же (Лк XXIII, 32-49), о чем на I и III часах.
На девятом часе псалмами изображаются действия распнувших, которые дали, как говорит пророк от лица Господа, "в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша мя оцта", и предсмертную молитву Спасителя. Паримия произносится на этом часе та же, какая в Великий Четверток на 1 часе и символически предрекает отмщение за смерть Праведника. Чтением Апостола Церковь указывает обновленный кровно путь во Святая (Евр. 10, 19-31), а Евангелием от Иоанна благовествует о том же (18, 28-19, 37).
Протоиерею Андрею Марущаку сослужили: иерей Димитрий Благов, клирик храма Всемилостивого Спаса в Воронове; протодиакон Николай Филатов; диакон Димитрий Стацюк; диакон Кирилл Савельев.
Пел Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением Сергея Сидоренко.
Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Участвуя в страданиях Иисуса Христа, претерпенных Им за наши грехи, и особенно в самый день искупительных страшных страданий и смерти Господа, который Сам назвал этот день временем отнятия Жениха от апостлоов (Лк V, 34), Церковь в этот день не совершает Божественной Литургии, но последование Часов. "Я не знаю, - говорит бл. Симеон Фессалоникийский, - как случилось, что совершение Литургии преждеосвященной в Великий Пяток оставлено, тогда как прежде оно было. Быть может, это сделали и на основании иерусалимского устава, который есть устав монашеский. Во святой и Великий Пяток совершенной Литургии мы не служим, потому что Господь, на Пяток преподавший Тайны в воспоминание своих страданий, в самый Пяток претерпел добровольно их и на кресте принес Себя в жертву Отцу. И как в Его божественном теле чрез страдания принесена тогда жертва: то и нет нужды в Великий Пяток совершать нам Литургию в воспоминание страстей Его, когда Он Сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же преждеосвященные дары и совершать их Литургию предано, как это можешь найти написанным во многих древних постановлениях и древних Евангелиях и апостлоах, хотя теперь по монашескому иерусалимскому уставу и не совершается".
Последование Часов в Великую Пятницу Церковным Уставом приписывается святителю V века, - св. Кириллу Александрийскому, который изложил это последование, без сомнения, согласно с преданием Апостольским. Часы в Великую Пятницу совершаются первый, третий, шестой и девятый, и называются царскими, потому что первоначально они отправлялись в придворной церкви, с провозглашением царям многолетия, которое доселе бывает на часах в навечерия праздников Рождества и Крещения Христова, и в Великую Пятницу.
На первом часе воспоминаются преимущественно события гефсиманской ночи: взятие Иисуса, рассеяние учеников и поступок Петра. После обычного (V) на первом часе псалма произносятся два пророчественные псалма о тщетном восстании князей земных на Господа и на Христа (Пс II) и о крестных страданиях Спасителя (Пс XXI). В паремии первого часа произносится пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за 30 сребреников (XI, 10-13). Чтением Апостольскими Церковь прославляет спасительную силу креста (Гал VI, 14-18), а Евангельским от Матфея о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (Мф XXVII, 1-56).
На третьем часе Церковь в трогательных песнях то укоряет неблагодарных иудеев; то воспоминает отвержение и раскаяние Петра; то живописует удивление небесных воинств, взирающих на венец и багряницу поругания; то влагает слово жалости и невинности в уста осужденного Искупителя. Во псалмах третьего часа Церковь произносит пророчество о неправедном суде на Иисуса Христа (Пс XXXIV) и погибели предателя (VIII), В паремии чтением пророчества Исаии Церковь представляет изображение того величайшего Праведника, который идет на вольную смерть, безропотно и беспрекословно (L, 4-11). Чтением Апостола раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину, побуждение и плоды (Рим V, 6-10); Евангелием от Марка (XV, 1-41) благовествует о том же, о чем и на первом часе от Матфея.
На шестом часе Церковь останавливает взор наш на изображении состояния души вознесенного на крест и изнемогающего на нем под тяжестью грехов наших божественного Страдальца. Во псалмах этого часа произносятся пророчества о крестных страданиях и молитве Спасителя (Пс LIII; XXXIX). В паремии пророчеством Исаии Церковь изображает крайнее унижение Господа, Коего вид бесчестен, умален паче всех сынов человеческих (LII, 13-15; LIII, 1-12; LIV, 1). Чтением Апостола Церковь проповедует о воплощении Сына Божия, да смерть упразднит имущего державу смерти, сиречъ, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския (Евр II, 14-18): а Евангелием от Луки благовествует о том же (Лк XXIII, 32-49), о чем на I и III часах.
На девятом часе псалмами изображаются действия распнувших, которые дали, как говорит пророк от лица Господа, "в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша мя оцта", и предсмертную молитву Спасителя. Паримия произносится на этом часе та же, какая в Великий Четверток на 1 часе и символически предрекает отмщение за смерть Праведника. Чтением Апостола Церковь указывает обновленный кровно путь во Святая (Евр. 10, 19-31), а Евангелием от Иоанна благовествует о том же (18, 28-19, 37).
Фотогалерея
другие новости