Утром 30 апреля 2021 года, в Великий Пяток, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя были совершены Часы Великого Пятка, изобразительны. Богослужение совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Утром 30 апреля 2021 года, в Великий Пяток, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя были совершены Часы Великого Пятка, изобразительны. Богослужение совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Протоиерею Михаилу Рязанцеву сослужили: протодиакон Николай Филатов; диакон Иоанн Клинцов, а также: иерей Николай Устинов, клирик Патриаршего подворья при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москвы; иерей Димитрий Болычев, сотрудник Управления делами Московской Патриархии, преподаватель Московской духовной академии; диакон Даниил Семенов, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке г. Москвы.
Пел Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением Светланы Соколовской.
Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Участвуя в страданиях Иисуса Христа, претерпенных Им за наши грехи, и особенно в самый день искупительных страшных страданий и смерти Господа, который Сам назвал этот день временем отнятия Жениха от апостлоов (Лк V, 34), Церковь в этот день не совершает Божественной Литургии, но последование Часов. "Я не знаю, - говорит бл. Симеон Фессалоникийский, - как случилось, что совершение Литургии преждеосвященной в Великий Пяток оставлено, тогда как прежде оно было. Быть может, это сделали и на основании иерусалимского устава, который есть устав монашеский. Во святой и Великий Пяток совершенной Литургии мы не служим, потому что Господь, на Пяток преподавший Тайны в воспоминание своих страданий, в самый Пяток претерпел добровольно их и на кресте принес Себя в жертву Отцу. И как в Его божественном теле чрез страдания принесена тогда жертва: то и нет нужды в Великий Пяток совершать нам Литургию в воспоминание страстей Его, когда Он Сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же преждеосвященные дары и совершать их Литургию предано, как это можешь найти написанным во многих древних постановлениях и древних Евангелиях и апостлоах, хотя теперь по монашескому иерусалимскому уставу и не совершается".
Последование Часов в Великую Пятницу Церковным Уставом приписывается святителю V века, - св. Кириллу Александрийскому, который изложил это последование, без сомнения, согласно с преданием Апостольским. Часы в Великую Пятницу совершаются первый, третий, шестой и девятый, и называются царскими, потому что первоначально они отправлялись в придворной церкви, с провозглашением царям многолетия, которое доселе бывает на часах в навечерия праздников Рождества и Крещения Христова, и в Великую Пятницу.
На первом часе воспоминаются преимущественно события гефсиманской ночи: взятие Иисуса, рассеяние учеников и поступок Петра. После обычного (V) на первом часе псалма произносятся два пророчественные псалма о тщетном восстании князей земных на Господа и на Христа (Пс II) и о крестных страданиях Спасителя (Пс XXI). В паремии первого часа произносится пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за 30 сребреников (XI, 10-13). Чтением Апостольскими Церковь прославляет спасительную силу креста (Гал VI, 14-18), а Евангельским от Матфея о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (Мф XXVII, 1-56).
На третьем часе Церковь в трогательных песнях то укоряет неблагодарных иудеев; то воспоминает отвержение и раскаяние Петра; то живописует удивление небесных воинств, взирающих на венец и багряницу поругания; то влагает слово жалости и невинности в уста осужденного Искупителя. Во псалмах третьего часа Церковь произносит пророчество о неправедном суде на Иисуса Христа (Пс XXXIV) и погибели предателя (VIII), В паремии чтением пророчества Исаии Церковь представляет изображение того величайшего Праведника, который идет на вольную смерть, безропотно и беспрекословно (L, 4-11). Чтением Апостола раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину, побуждение и плоды (Рим V, 6-10); Евангелием от Марка (XV, 1-41) благовествует о том же, о чем и на первом часе от Матфея.
На шестом часе Церковь останавливает взор наш на изображении состояния души вознесенного на крест и изнемогающего на нем под тяжестью грехов наших божественного Страдальца. Во псалмах этого часа произносятся пророчества о крестных страданиях и молитве Спасителя (Пс LIII; XXXIX). В паремии пророчеством Исаии Церковь изображает крайнее унижение Господа, Коего вид бесчестен, умален паче всех сынов человеческих (LII, 13-15; LIII, 1-12; LIV, 1). Чтением Апостола Церковь проповедует о воплощении Сына Божия, да смерть упразднит имущего державу смерти, сиречъ, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския (Евр II, 14-18): а Евангелием от Луки благовествует о том же (Лк XXIII, 32-49), о чем на I и III часах.
На девятом часе псалмами изображаются действия распнувших, которые дали, как говорит пророк от лица Господа, "в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша мя оцта", и предсмертную молитву Спасителя. Паримия произносится на этом часе та же, какая в Великий Четверток на 1 часе и символически предрекает отмщение за смерть Праведника. Чтением Апостола Церковь указывает обновленный кровно путь во Святая (Евр. 10, 19-31), а Евангелием от Иоанна благовествует о том же (18, 28-19, 37).