Живопись на своде главного купола

Живопись на своде главного купола

В самой верхней части Храма, на своде главного купола, в восточной стороне, мы видим изображение Господа Саваофа, Ветхого старца, сидящего и благословляющего обеими руками, имеющего в лоне Сына Божиего в образе Младенца с хартией, на которой написано: "ЛОГОС" (слово), а на груди Дух Святой в виде голубя. Изображение это расположено вверху потому, что Господь Вседержитель превыше всего: само небо служит Ему престолом. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им. Развевающаяся Его риза образуется как бы из творимого Им света и вместе с Ним исчезает в пространстве. Вокруг Его сонмы ангелов устремляют благоговейно взоры к Святому Источнику их беспредельного существования. Мысль о вечности выражена на челе Господа соединенной сединой со свежестью силы лица Божия, а мысль о всемогуществе соединена во всей Его фигуре сочетанием покоя и движения в момент мироздания в одно нераздельное, гармоничное целое, которое в то же время представляет и изображение Трехипостасного Бога.

На западной стороне неба начертано древнееврейскими буквами одно из библейских наименований Господа Вседержителя: "Элогим", что значит "Силы". Под этим знамением бытия и вездесущности Божия в таинственном смысле представлены возникшие уже и возникающие ангелы, крылатые херувимы и серафимы, вечно славящие Святого Творца всего видимого и невидимого. Изображение окружено сильным сиянием, простирающимся во все стороны на значительную часть голубого неба. Трудность выполнения этой задачи была связана с тем, что должна быть выражена мысль о вечности и всемогуществе Божием согласно духу православия и канонами церкви. Кроме того, так как свод купола представляет вогнутую линию и находится от зрителя на удалении, то естественно, что при таких условиях фигуры должны быть огромными, но совершенно прямыми и во всех своих частях пропорциональными. Наконец, необходимо подобрать такие цвета и краски, чтобы они придали фигурам, как того требует характер их, некоторую воздушность. В этой работе от художника, как нигде требовался особый талант и высокие профессиональные навыки.

возможно вас заинтересует
Преображенская церковь
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.
Подробнее
Преображенский хор
Сейчас богослужения с участием Преображенского хора прихожан стали регулярными и внесены в расписание Храма Христа Спасителя.
Подробнее
Воссоздание
Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте.
Подробнее
Разрушение
История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма.
Подробнее
Храм во имя иконы Божией Матери "Державная"
автор проекта архитектор А.Н. Оболенский, построен в 1995 году.
Подробнее
История
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
Подробнее
Патриарший хор
Патриарший хор Храма Христа Спасителя, под руководством Ильи Толкачёва — инициатор создания и организатор Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира».
Подробнее
Храм Христа Спасителя
В нелегкое и смутное время рубежа двух веков и тысячелетий, в Москве совершилось настоящее чудо, 31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.
Подробнее
Камерный хор
Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением С. Соколовской
Подробнее