5 марта 2025 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными великопостными богослужениями в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

5 марта 2025 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными великопостными богослужениями в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
5 марта 2025 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными великопостными богослужениями в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Храма Христа Спасителя; протоиереи: Георгий Мартынов, Андрей Марущак; иереи: Михаил Нараевский, Алексий Тимофеев, Антоний Обухов; иерей Александр Морозов; архидиакон Константин Барган; протодиаконы: Николай Филатов, Дионисий Пряхин; диаконы: Иоанн Клинцов, Димитрий Стацюк; диакон Евгений Макаров; диакон Илия Комаров.

Богослужебные песнопения утрени, часов и изобразительных исполнил камерный хор Храма Христа Спасителя (регент — Сергей Сидоренко), Литургии Преждеосвященных Даров — Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — Илья Толкачев). Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением Анны Голик.

Проповедь перед причастием произнес иерей Иоанн Перминов, временный клирик храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве г. Москвы, преподаватель Московской духовной академии.

По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

У святителя Василия Великого находим такие слова: «Пост, бдение и милостыня похищаются у человека диаволом посредством тщеславия». Тщеславие — это очень опасное душевное состояние, которое действительно способно перечеркнуть все то, что создается в душе человека посредством молитвы, поста, совершения добрых дел. Само слово «тщеславие» содержит в себе осуждение. Тщеславие — это тщетная, то есть пустая, никчемная слава. Слава, которая не приносит пользы, в первую очередь самому человеку, но также и окружающим. Тщеславие — это проявление слабости и в каком-то смысле даже ограниченности ума. Умный человек никогда не будет тщеславиться, понимая какую опасность несет эта эмоция. А тот, кто себя прославляет словами или даже какими-то делами, кто требует от других прославления себя, — разве мало мы знаем таких примеров, в том числе в политике, получивших наименование культа личности? А культ — это богослужение, это преклонение, это максимальное проявление человеческого тщеславия.

Другими словами, тщеславие — это грех пред Богом, грех против Божественных заповедей; но одновременно это очень опасная практика человеческого общения. Ведь если человек тщеславный, то есть прославляет самого себя, не имея достаточных оснований, это становится очевидным для окружающих. Конечно, когда такой человек во власти, окружающие из соображений безопасности обычно помалкивают, но внутри себя или в узком кругу дают соответствующую оценку такому человеку. А если тщеславный человек не во власти, то он становится просто посмешищем — над такими смеются, такие теряют уважение в глазах окружающих. И возникает вопрос: во имя чего? Во имя каких-то подвигов? Отнюдь нет! Только во имя своего желания прославиться.

Вот поэтому святые отцы и предупреждают нас об опасности такого состояния души. Оно нередко возникает у людей достаточно способных, может быть, даже талантливых, которые видят свое преимущество или свои бóльшие возможности по сравнению с другими. Но на фоне осознания этой разницы возникает абсолютно греховное и губительное чувство тщеславия, славы во имя самого себя. Все это совершенно не соответствует духу христианства. В тщеславии проявляются самые отвратительные качества человеческой натуры, и тщеславие абсолютно противоположно всему тому, чему учит нас Господь.

В первую очередь, как я уже сказал, тщеславие поражает людей способных, талантливых, особенно занимающих видное положение в обществе, а потому именно им хотелось бы сказать: избегайте тщеславия! Оно не придает авторитет, оно не создает подлинное уважение народа, а просто выставляет вас в самом невыгодном свете. Поэтому и людям во власти следует всячески избегать тщеславия.

Но есть и другая противоположность — мнимое смирение, которое, может быть, даже хуже тщеславия. Человек на самом деле абсолютно не смиренный, гордый, но делает вид, что он смиренный, чтобы кому-то понравиться или сделать так, чтобы его подлинную сущность не могли распознать. Такое ложное смирение даже опаснее, чем тщеславие. Тщеславие хорошо заметно — видно, что человек заблуждается, что он либо глупый, либо слабый, вот и надувает щеки. А при мнимом смирении все сокрыто от людей, но тем оно и опасно — и для самого человека, и для окружающих.

Святые отцы, слова которых в течение Великого поста раскрываются для православных людей в церковной проповеди, учат нас не только благочестию, не только тому, чтобы мы были примерными христианами с точки зрения посещения храма, молитвы, доброделания. Они учат нас житейской мудрости, причем основанной не на человеческом опыте, который может быть и положительным, и отрицательным, а на Божием слове и Божественной воле, которая через это слово передается людям. Поэтому верующий человек — скажу сейчас неожиданные слова — это сильный человек. Почему? А потому что он вооружен. Другое дело, что и верующие люди не всегда применяют это оружие в борьбе со своими страстями, пороками и грехами. Но верующий человек, посещающий храм Божий, читающий Священное Писание, вооружен. У него есть оружие, посредством которого можно сопротивляться самым опасным проявлениям греха и порока внутри самого себя. Ведь грех приводит к ослаблению не только человеческих способностей, но и к нарушению отношений с другими людьми, а нередко и к внутреннему одиночеству. Но «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Вот эти, казалось бы, простые мысли, которые проистекают из богослужебных текстов, из Священного Писания и которыми мы насыщаемся во время Великого поста, должны нам помогать строить свои отношения с другими людьми. Ведь все это не для того, чтобы мы выслушали, а потом вышли за порог храма и тут же забыли. Сели в метро или в автобус, и тут же с кем-то поссорились; пришли домой, и тоже в какой-то конфликт вступили — совсем не для того! Если так случается, значит, напрасно в храм приходили. Все то, что мы получаем во время богослужения, молитвы, эту благодать Божию, мы должны сохранять в сердце. А для того чтобы ее сохранить внутри себя, надо самого себя преобразовать. Если же все это прикасается к нам и тут же отторгается, то это словно лампочка, которая вспыхнула ярко — и вдруг потухла. Напряжение не то, и лампочка не выдержала — вот у нас не должно быть так. Мы не должны загораться во время службы, во время чтения каких-то поучительных текстов, а потом вдруг обо всем забывать, будто и в храме не были, и проповедей не слушали, и нравоучительных текстов не читали, а живем так, как живут все — по законам стихий мира сего.

Церковь учит нас не только пути ко спасению, хотя этому в первую очередь. Церковь учит нас пути к счастью и благополучию. Не может быть спасение оторвано от духовного благополучия и счастья в земной жизни. Это не значит, что человек, идущий по этому пути, непременно станет богатым, обретет власть или получит какие-то привилегии — совсем нет! Но это означает куда большее — живя так, человек преобразуется изнутри и обретает то, что невозможно купить никакими деньгами и никаким положением в обществе. Это внутренняя радость о Господе, это внутреннее спокойствие, это благодать, которую мы чувствуем, в том числе причащаясь Святых Христовых Таин, молясь в храме, вознося Господу свои молитвы.

Все это должно помочь нам осознать, что Церковь, предлагая постное поприще, предлагая следовать заповедям, не возлагает на нас бремена неудобоносимые, как многие малоцерковные люди считают: «Ну что такое пост? Зачем это надо? Зачем каждое воскресенье в храм ходить? Тяжело все это». На самом деле это легкие бремена. Если вы идете по пути, который указывает Господь, то через какое-то время почувствуете, что бремена совсем легкие, а жизнь становится совсем другой. Может быть, не более богатой и благополучной внешне, но на сердце будет больше покоя, мира. А что такое счастье человека? Это и есть внутреннее состояние души.

Есть такая пословица — «с милым и рай в шалаше». Зная психологию современных людей, можно в этом усомниться, но пословица несет некую мудрость: рай может быть даже в шалаше, то есть даже в самых скромных условиях, если мы живем с Богом, если мы пребываем с Ним.

Эти, казалось бы, простые заповеди, которые Господь предлагает нам, учение, которым Церковь нас назидает, особенно во время Великого поста, не должны проходить мимо нашего внимания или, как говорят, мимо ушей — услышал и тут же забыл. Их нужно включать в свое сознание и стараться осуществлять в своей жизни, ведь результат придет очень скоро, так скоро, что мы даже себе не представляем. Как только мы начинаем жить, руководствуясь тем, чему нас Господь научил, мы получаем обратный сигнал от Господа через состояние своей души. Условия внешние могут быть очень скромными, а иногда человек проходит через испытания, например, воины участвуют в боевых действиях. Но вот что удивительно — когда беседуешь с теми, кто на грани жизни и смерти исполнял свой долг, от них никогда не исходит уныние. Может быть некоторая неудовлетворенность в том, что не все удалось, — а вот уныния нет. Так бывает всегда, когда человек мобилизует свои духовные силы, когда мы укрепляемся нашей верой, когда мы призываем Господа, когда вера становится органической частью нашей жизни, а не просто обрядом, связанным с посещением храма, а вне этого посещения — обычная жизнь, исполненная грехов, соблазнов и всего недоброго, что мы нередко совершаем.

Поэтому дни святого Великого поста — это действительно время настройки нашего внутреннего музыкального инструмента, нашей души. Каждый человек, который играл на фортепиано, знает, что если струны немного ослабевают, то инструмент фальшивит, нужна настройка. Вот так же и человеческая душа — если нет такой настройки, душа начинает фальшивить. Она принимает ложь за правду. Она теряется в том, что хорошо, а что плохо. Она идет по пути совершения злых поступков. А это отображается — давайте запомним! — на нашей земной жизни и, конечно, на жизни будущего века.

И да помогает нам Господь в дни Святой Четыредесятницы чаще бывать в храме, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин, а самое главное — тщательнее подвергать себя самоанализу, спрашивая о том, правильно ли я живу, что в моей жизни не так, что мне мешает, что идет против Божиего закона. Размышляя на эти темы, нужно ставить перед собой конкретные задачи, просить Господа избавить нас от всего, что нас отягощает, с тем чтобы использовать все средства и возможности изменить свою жизнь к лучшему. А это изменение на языке Церкви называется одним словом — спасение. И дай нам Бог в дни Святой Четыредесятницы через молитву, пост, размышления, совершение добрых дел приблизится к заветной цели — спасению нашей бессмертной души. Аминь. Храни вас всех Господь!

Фотогалерея
другие новости
3 марта 2025
Вечером 3 марта 2025 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя
Вечером 3 марта 2025 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Читать далее
3 марта 2025
1 марта 2025 года в трапезных палатах Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
1 марта 2025 года в трапезных палатах Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Читать далее
2 марта 2025
Вечером 2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
Вечером 2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
Читать далее
25 февраля 2025
25 февраля 2025 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошел Большой круг российского казачества.
25 февраля 2025 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошел Большой круг российского казачества. Перед началом заседания Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский совершил молебен в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Читать далее
23 февраля 2025
Богослужение в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. Поклонение Ризе Господней.
23 февраля 2025 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Поклонение Ризе Господней.
Читать далее
22 февраля 2025
Вечером 22 февраля 2025 года, в канун Недели мясопустной, о Страшном Суде, Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев возглавил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. Вынос Ризы Господней.
Вечером 22 февраля 2025 года, в канун Недели мясопустной, о Страшном Суде, Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев возглавил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. Вынос Ризы Господней.
Читать далее
15 февраля 2025
В праздник Сретения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Подоровского) во епископа Сызранского и Шигонского
15 февраля 2025 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Читать далее
14 февраля 2025
В канун праздника Сретения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Вечером 14 февраля 2025 года, в канун праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Всенощное бдение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Читать далее
13 февраля 2025
Внимание! Произошел неприятный инцидент!
Telegram-аккаунт Ключаря Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя был взломан. В настоящее время ведутся работы по восстановлению доступа и обеспечению безопасности.

Просим вас быть бдительными и не реагировать на сообщения, которые могут поступать с этого аккаунта до устранения проблемы.

Приносим извинения за возможные неудобства и благодарим за понимание.

С уважением,
Администрация Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя
Читать далее
9 февраля 2025
9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Владимирский и Суздальский Никандр совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.
9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Владимирский и Суздальский Никандр совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.
Читать далее
1 февраля 2025
1 февраля 2025 года Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отмечает 16-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1 февраля 2025 года Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отмечает 16-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Во всех храмах и монастырях возносятся молитвы о Предстоятеле Церкви, избранном на Поместном Соборе 2009 года на Московский Патриарший престол.
Читать далее
30 января 2025
30 января 2025 года, в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя прошла Первая православная тюркская конференция «Русский мир и православные тюркские народы».
Перед началом конференции «Русский мир и православные тюркские народы», по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в нижней Преображенской церкви Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия на церковно-славянском, татарском и других тюркских языках
Читать далее
27 марта 2025
Богослужение в праздник иконы Божией Матери "Феодоровская", Благоверного великого князя Ростислава-Михаила.
27 марта 2025 года, праздник иконы Божией Матери "Феодоровская", Благоверного великого князя Ростислава-Михаила, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Литургия Преждеосвященных Даров которую возглавил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Читать далее
23 марта 2025
Вечером 23 марта 2025 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил
Вечером 23 марта 2025 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Читать далее
23 марта 2025
23 марта 2025 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.
23 марта 2025 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.
Читать далее
22 марта 2025
22 марта 2025 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
22 марта 2025 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Читать далее
16 марта 2025
Вечером 16 марта 2025 года, в неделю 2-ю Великого поста, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 1-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Вечером 16 марта 2025 года, в неделю 2-ю Великого поста, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 1-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
Читать далее
15 марта 2025
15 марта 2025 года, в праздник иконы Божией Матери «Державная», ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев возглавил Божественную литургию в деревянном храме комплекса Храма Христа Спасителя, который освящен в честь Державной иконы.
15 марта 2025 года, в праздник иконы Божией Матери «Державная», ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев возглавил Божественную литургию в деревянном храме комплекса Храма Христа Спасителя, который освящен в честь Державной иконы.
Читать далее
14 марта 2025
Вечером 14 марта 2025 года, в канун праздника иконы Божией Матери «Державная», ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев совершил Полиелейное богослужение в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.
Вечером 14 марта 2025 года, в канун праздника иконы Божией Матери «Державная», ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев совершил Полиелейное богослужение в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.
Читать далее
9 марта 2025
9 марта 2025 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
9 марта 2025 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Читать далее
8 марта 2025
8 марта 2025 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, совершил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя.
8 марта 2025 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, совершил Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя.
Читать далее
7 марта 2025
7 марта 2025 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными великопостными богослужениями в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
7 марта 2025 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными великопостными богослужениями в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Читать далее