Богослужение в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
14 апреля 2018 года, в канун 2-й Недели по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города, совершил Всенощное бдение, а в сам день праздника 15 апреля – Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Храма Христа Спасителя; протоиереи: Георгий Мартынов, Андрей Марущак; иереи: Иоанн Нефедов, Сергий Куксов; протодиаконы: Константин Барган, Николай Филатов, Дионисий Пряхин; диакон Иоанн Клинцов, а так же иерей Алексий Суворов.
Проповедь перед причастием произнес иерей Иоанн Нефедов.
За Богослужением пели Патриарший и Камерный хоры Храма Христа Спасителя под управлением регентов Ильи Толкачева и Светланы Соколовской.
По окончании богослужения Владыка митрополит обратился к молящимся со словом проповеди.
Затем, по благословению Святейшего Патриарха, Высокопреосвященнейший митрополит вручил юбилейные медали Русской Православной Церкви клирикам Храма Христа Спасителя.
Антипасха.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания.