Богослужение в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Вечером 13 августа 2020 года, к канун праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев возглавил вечернее Богослужение, а 14 августа - Божественную литургию.
За Богослужением пел Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением Светланы Соколовской.
Во время пения великого славословия, отец Ключарь, подняв святой Крест над головой, торжественно вынес Его из алтаря, и положил Крест на центральный аналой.
За Божественной литургией, после сугубой ектении, отец Михаил вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По традиции в этот день, после окончания Божественной литургии, были совершены малое освящение воды и чин освящения меда нового урожая, после которого отец Ключарь обратился ко всем молящимся со словами проповеди.
С этого дня начинается строгий пост, приготовляющий верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который Св. Церковь отмечает 28 августа. По названию этого Праздника пост и получил свое наименование - Успенский.
Традиция поклонения в этот день Честному Животворящему Кресту возникла в Византии IX века и связана с сезонным усилением в августе на территории Византийской империи эпидемий и моровых язв. В связи с этим, и появился обычай в первый день августа (а по старому календарному стилю этот праздник приходится как раз на 1-е августа) совершать по улицам Константинополя крестные ходы с частицей Животворящего Древа, посредством которого освящать воду. На Руси этот праздник закрепился в начале XVII века, при Патриархе Филарете, который в этом богослужебном дне соединил несколько русских благочестивых традиций, в числе которых - воспоминание благодатной помощи Божией и даровании в этот день победы над Волжской Булгарией благоверному князю Андрею Боголюбскому и воспоминание события Крещения Руси (согласно Преданию, св. князь Владимир крестил киевлян 1 августа).
Поскольку жизнь православного человека неразрывно связана с его верой, то к этому празднику, и обычаю совершать малое освящение воды, прибавилась традиция приносить в церковь начатки нового сбора меда для его освящения и принесения благодарственной жертвы Господу, подателю всяческих благ. Часть меда, освященного в этот день в храме, традиционно оставлялась на церковные нужды и для раздачи неимущим. Согласно народным приметам, именно с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед и пчеловодам можно начинать его сбор. Поэтому день этот в народе еще называют Медовым Спасом. Этот же обычай лежит и в основе традиции освящения начатков овощей и фруктов нового урожая в день Преображения, именуемого в народе Яблочным Спасом.