Храм Христа Спасителя: мифы и реальность
19 августа - престольный праздник Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Москвы. Уникальный статус - причина возникновения множества мифов. Раз храм «не такой, как все», то и происходит в нем все «не так, как у людей». И вообще, с самого начала говорили о том, что долго эта церковь не простоит… Насколько соответствуют истине расхожие представления о жизни главного храма Москвы, рассказывает ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.
- Отец Михаил, Вам лично приходится сталкиваться с мифами о Храме Христа Спасителя? Какие из них наиболее распространены?
- Приходится. Подобные мифы стали появляться еще на этапе строительства Храма Христа Спасителя. Все вдруг вспомнили, что игуменья Алексеевского монастыря, который находился на месте, где предполагалось построить храм, уходя, якобы произнесла какие-то проклятия, и поэтому впоследствии храм был разрушен. Уходя – потому что в 1837 году монастырь перевели в Красное село, где раньше стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня с шатровой колокольней, сооруженная в конце ХVII века (ныне там проходит Красносельская улица).
Когда мы знакомились с историческими материалами, то узнали, что игуменья Алексеевского монастыря была старицей высокой духовной жизни и, кончено, никаких проклятий изречь не могла, потому что и перемещение монастыря, и постройка храма делались по благословению правящего архиерея Москвы митрополита Филарета (Дроздова). Это была нормальная практика: старые постройки разбирали, на их месте устраивали новые здания, в том числе церковные.
Так вот, будучи человеком высокой духовной жизни, как бы прозревая дальнейшую историю храма, игуменья Алексеевского монастыря произнесла следующие слова: «Бедный. Недолго ему здесь стоять». А потом эти слова стали обрастать слухами, и получилось какое-то проклятие.
Эти слова до сих пор вспоминают в каких-то газетных статейках, когда пишут, что Храм Христа Спасителя то проваливается, то трещит по швам, и люди ждут - не дождутся, когда же он, в конце концов, развалится. Но я хочу сказать, что не дождутся, потому что храм построен на совесть, с применением современных строительных материалов. Хотя и это не всем нравилось: некогда храм был построен из кирпича, строительная смесь замешивалась на яичных желтках, а тут он строится из бетона! Недовольные всегда найдутся. Но главное ведь то, что на этом месте стоит храм и в храме совершается Божественная литургия! Может быть, именно это и не дает покоя недоброжелателям? И они выискивают какие-то внешние факторы, чтобы очернить само присутствие храма на этом месте.
Говорили также о том, что незачем было тратить на постройку храма столько денег и было бы лучше раздать их нищим. Однажды даже была высказана мысль о том, что у нас тюрем не хватает, а мы храм строим, на что патриарх Алексий II остроумно заметил, что если будут строить храмы, может быть, отпадет необходимость строить тюрьмы.
Приходят наши благочестивые, воцерковленные, как они себя называют, люди, и возмущаются по поводу того, что в оформлении храма присутствуют шестиконечные звезды. Действительно, паникадила выполнены в виде шестигранников, узор на полу, орнамент тоже включают в себя такие изображения. И еще многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы. И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…». Хотя, собственно говоря, такой орнамент в христианском искусстве и в оформлении православных храмов использовался с древности. На севере Италии в городе Аквилея сохранилась базилика IV века, и в мозаичных изображениях внутри этого храма я сам видел орнамент в виде шестигранников, а ведь в те времена о масонах и речи не было! А что касается надписи под куполом, там написано «Бог», так что ничего страшного нет.
А потом, ведь то ли забывают, то ли не знают, то ли не хотят вспоминать, что непосредственное участие в оформлении Храма Христа Спасителя принимал святитель Филарет, митрополит Московский. И уж этот святитель, который постоянно боролся за чистоту Православия, наверное, лучше понимал значение всех тех изображений, которыми украшен Храм Христа Спасителя.
А вообще, с этими шестигранниками был такой курьезный случай. В нашем храме постоянно дежурят священники, и как-то раз пришел мужчина и предъявил претензию: «Как так – в православном храме кругом звезды Давида?». Наш отец Александр задал ему вопрос: «А Вы знаете, кто такой Давид?». - Царь израильский. – «А еще?». Дальше знания человека не простирались. Тогда отец Александр спросил: «Вы Псалтирь читаете?» - Как же, каждый день! – «Так вот, пророк Давид и написал Псалтирь!». Реакция пришедшего была поразительная: «Так что же мне, теперь и Псалтирь не читать?».
Хотя он мог бы среагировать по-другому и переосмыслить свой взгляд в соответствии со словами священника и что-то для себя узнать. Человек ведь имеет свободу.
Разные люди приходят. Одни просто слова не могут вымолвить от восторга, восхищения, наплыва чувств при виде этого величественного, громадного храма, в котором можно потеряться. А другие испытывают к нему неприязнь. Господь говорит: «лежит на падение и на восстание». Думаю, что Храм Христа Спасителя производит как раз такое действие. Если человек действительно рад тому, что возрождаются храмы, совершается богослужение, то он принимает храмы всей душой и всем сердцем и употребляет всякие способы, чтобы прийти в храм. А другие люди дышат ненавистью, злобой. Ну что ж? И Христа тоже распинали, и дышали злобой по отношению к Нему. А храм наш называется Храм Христа Спасителя.
- Насчет оформления многие говорят, что храм выглядит как слишком новый, что из-за этого он какой-то неживой…
- Храм не то что новый, но вновь построенный. Но построен он точно таким, каким был до разрушения – это был основной принцип воссоздания. И никаких споров о том, например, в каком стиле его расписывать, не было.
Интересно, что в XIX веке, когда роспись храма была закончена, приехал император Александр III, осмотрел, и приказал переписать, потому что что-то показалось ему не подходящим для этого храма. Так что императоры тоже принимали участие в оформлении Храма Христа Спасителя.
- Еще одна тема, которая возникает, когда сравнивают прежний и нынешний Храм Христа Спасителя – деньги. Первый строился на народные деньги, а нынешний – непонятно на какие средства…
- Средства вполне определенные. Ведь миф заключается в том, что якобы первый храм был построен исключительно на народные средства. Так вот я скажу, что это не совсем так. Действительно, каждый человек мог принять посильное участие в строительстве Храма Христа Спасителя. Для этого была определена мера – 1 или 2 копейки, чтобы богатый не кичился вкладом, а бедный не был лишен возможности внести свою лепту и не стыдился того, что она такая малая. Но таким образом было собрано 15 % от общей суммы, которую потратили на строительство. 85% выделили из государственной казны.
Такое же соотношение было решено оставить при воссоздании Храма Христа Спасителя. Только из государственной казны средства не отчислялись. Более того, на первом этапе строительства 13% от поступающих средств государство забирало в качестве налога, и священноначалию пришлось дважды обращаться к президенту Борису Николаевичу Ельцину с просьбой отменить налог на собранные средства, потому что люди жертвовали их на строительство храма. В итоге поступающие суммы перестали облагать налогом.
Но государство не участвовало в строительстве, участвовало правительство Москвы. Всем известно, что инициатором воссоздания Храма Христа Спасителя был наш мэр Юрий Михайлович Лужков, как бы к нему сейчас ни относились. И именно благодаря его энергии и предприимчивости храм был построен. Уж не знаю, как он изыскивал средства для финансирования со стороны городских структур.
На входе в нижний храм помещены гранитные доски, на которых запечатлены организации и частные лица, от которых шли пожертвования. Список частных лиц возглавляет Мстислав Ростропович, который дал концерт в строящемся храме. Пришло множество народа, был произведен сбор, и всю сумму он перечислил в Фонд Храма Христа Спасителя. И вообще было немало людей, которые приносили деньги и всей душой воспринимали строительство храма как благое дело.
- Сегодня многих возмущает, что простым людям нельзя пройти в ваш храм на Пасху, что Храм Христа Спасителя – храм для vip-персон.
- При всем желании мне не насчитать пять тысяч исключительно vip-персон, которые бы заполнили внутреннее помещение храма.
- Храм вмещает пять тысяч человек?
- С учетом всех галерей – десять тысяч. Но во время богослужения на галереях ведь никто не стоит, все находятся внизу, и там помещается пять с половиной тысяч человек.
- Многих возмущает, что на Пасху в Храм Христа Спасителя пускают только по билетам…
- Что касается билетов, на Пасху мы делаем 1500 для каждой из боковых сторон и 2500 для входа в центральную часть. Это делается, чтобы ограничить число пришедших, потому что большее количество храм просто не может вместить.
- А как эти билеты распространяются?
- По приходам. Запросы на билеты нам присылают архиереи, чтобы раздать их своим духовным чадам, которые хотят на Пасху помолиться вместе с Патриархом. Часть билетов по просьбам мы отсылаем в правительственные организации. Своих личных гостей приглашает Святейший Патриарх.
И, конечно же, мы раздаем билеты нашим прихожанам, потому что кто, как не они, должен иметь возможность помолиться в храме на Пасху?
На Страстной седмице, особенно во время вечерних богослужений, наши батюшки раздают билеты своим чадам и тем, кто просит. Кончено, мы смотрим и на состояние человека, и, если он не совсем адекватен, приходится отказывать. В определенной степени это делается, чтобы обеспечить безопасность и спокойствие других людей на время пасхального богослужения. Не секрет ведь, что на Пасху в храмы приходят разные люди. Кто-то у нас начинает отмечать Пасху сразу после того, как освятит куличи. Они приходят домой, начинают «разговляться», хотя и не постились, а к ночи такие «радостные», «пасхальные», навеселе идут в храм. И что получится, если такая публика окажется на богослужении? Конечно, будет уже не до службы…
- А на Рождество?
- На Рождество, престольный праздник нашего храма, мы делаем билеты только в центральную часть. В боковые стороны храма вход свободный, и любой желающий может попасть в храм, если только придет пораньше и успеет войти до того момента, когда храм заполнится и доступ будет прекращен.
- Когда смотришь трансляцию пасхального богослужения по телевизору, видно, что на крестный ход выходят только священнослужители и высокопоставленные гости. А остальные люди? Вы их не выпускаете?
- Да. Опять же, из соображений безопасности. Ведь можно представить, что случится, когда эта пятитысячная толпа начнет выходить в одни двери! К сожалению, без жертв подобные мероприятия у нас не обходятся. Любим потолкаться, кого-то придавить, потеснить – будь то во время елеопомазания, в очереди за артосом или за святой водой.
Когда я был в Японии, меня поразило, насколько организованно и спокойно люди подходили к Причастию. У нас стараются к Чаше подойти в числе первых А если служит архиерей, особенно Патриарх, все стремятся попасть именно к нему и создается давка, хотя рядом могут стоять несколько священников и владык с Чашами.
В Японии ничего подобного нет. Люди выстраиваются в очередь и спокойно, с благоговением, с поклонами, как это у них принято, подходят к Чаше. Картина совершенно иная, чем у нас.
Так вот, если вся пятитысячная толпа начнет после крестного хода входить в двери, боюсь, будет много неприятных моментов. Поэтому мы стараемся не выпускать народ. Зато, когда Святейший Патриарх входит в храм, он в первую очередь христосуется с теми, кто оставался в храме.
- Как же при таком количестве народа на Пасху проходит Причастие?
- Максимальное количество Чаш у нас – 17. Все духовенство, которое служит в эту ночь в храме, выходит с Чашами, так что Причастие проходит довольно быстро.
- А вообще, сколько клириков в Храме Христа Спасителя?
- В штате - пять священников и четыре диакона.
- В Храме Христа Спасителя проходят практику диаконы и священники после хиротонии. Что представляет собой эта практика? Много ли неудобств она доставляет штатным клирикам?
- Во-первых, для нас большая честь, что священноначалие воспринимает Храм Христа Спасителя как место, где молодому клирику можно начать делать первые шаги служения в Церкви и как место, где молодых священнослужителей, которые только-только приняли священный сан, могут научить правильному совершению богослужения и правильному отношению к совершению богослужения.
Конечно, бывают разные моменты, разные люди приходят. Одни очень хорошо подготовлены и с ними нет проблем, а другие приходят в замешательство, когда встают к Престолу, и приходится употреблять все свое терпение и выдержку, чтобы их успокоить. Алтарь – место, которое воспринимается как что-то необыкновенное, и можно понять, что люди просто теряются. Но со временем успокаиваются, начинают нормально воспринимать советы, которые дают более опытные священнослужители, и к концу практики уже твердо становятся на ноги.
Конечно, за 40 дней – а именно столько по традиции продолжается практика - всему научить невозможно, но поставить на ноги, помочь человеку начать спокойно и свободно ориентироваться в чинопоследовании богослужений и треб возможно. А дальше все придет с опытом.
- В чем заключается правильное отношение к совершению богослужения?
- Это очень объемное понятие, начиная с облачения. Вот если батюшка облачается, а у него подризник справа задран, слева волочится по полу, из-под поручей торчат рукава подризника, а фелонь постоянно где-то на боку, думаю, что человек, пришедший в храм и увидевший такого священника, сделает определенный вывод и постарается найти для себя другого священника, который выглядит аккуратнее. Это может казаться мелочью, ведь главное – душа, благочестие… Но на самом деле внешний вид говорит о многом.
Важно, как священник произносит возгласы. К сожалению, наша приходская практика свидетельствует о том, что на это не обращают внимания. Произносят либо впопыхах, либо скороговоркой, либо шепчут что-то себе под нос, так что человек, который стоит в храме, или вообще не слышит того, что произносится в алтаре, или слышит, но не понимает. Да что там говорить, подчас и находясь в алтаре не поймешь, что произнес священник.
Вот обсуждается проблема церковнославянского языка и возможности перевода богослужения на русский язык. Действительно, она существует, и, может быть, со временем мы придем к тому, чтобы перевести на русский язык если не все богослужения, то хотя бы некоторые моменты, благодаря чему наши прихожане смогут лучше понять то, что происходит в храме. Но я уверен, что если будет священник четко и со смысловыми интонациями читать текст на церковнославянском языке, даже тот современный человек, который бывает в храме нечасто, все равно поймет смысл текста и уловит общее содержание.
Но у нас этого не происходит, потому что у священников какая-то каша во рту. И у нас народ все принимает на веру, доверяет священнику. Что он там говорит, непонятно, но народ верит, что священник говорит правильно.
К сожалению, в наших духовных учебных заведениях произнесению возгласов не обучают. А ведь надо! Может быть, не в семинариях и академиях – там и так программа насыщенная, но в каких-то начальных учебных заведениях, например, училищах, церковному чтению должно уделяться особое внимание. Причем не только выработке дикции, но и пониманию того, что человек читает. Ведь если священник сам плохо разбирается в церковнославянском тексте, он читает невнимательно и лишь бы быстрее прочитать, тем более что и прихожанам текст неинтересен и все равно никто ничего не поймет. И очень жаль, что у нас происходит именно так.
- Священнослужители служат в алтаре все 40 дней?
- Первую неделю они нам сослужат, то есть основную нагрузку берет наш штатный священник, а практиканты в большей степени смотрят со стороны. Если практикант понимает, что и как нужно делать и готов, на второй или третий день мы доверяем священнику совершать проскомидию. Потом уже практиканты начинают служить сами, но все равно на протяжении всей практики кто-то из опытных священников находится с ними в алтаре.
К сожалению, сейчас сроки практики сократились. Если раньше все 40 дней священник или диакон служил – и это называлось «сорокоуст» - то теперь 25 дней он стоит у Престола, а потом, по просьбе епископа Пантелеимона (Шатова), на 15 дней уходит на практику в Отдел по благотворительности и социальному служению, где основной акцент делается на обучении разнообразной социальной работе, например, помощи бедным, больным, нуждающимся. Безусловно, пастырюэти навыки необходимы, но мне кажется, что процесс становления священника и усвоения им навыков совершения Божественной литургии все же нельзя сокращать. Человек только успокаивается, только начинает «входить во вкус» - и должен уйти, не дав закрепиться полученным знаниям и навыкам.
- Один из мифов – то, что в Храме Христа Спасителя нет приходской жизни.
- Относительно недавно мы летали со Святейшим Патриархом на Соловки (как раз была хиротония владыки Пантелеимона). Сидели в Архангельске в аэропорту, ждали вылета на острова, и один из московских священников, который был с нами, подошел ко мне и говорит: «Извините, можно задать Вам вопрос?». - Пожалуйста. – «Почему у Вас в храме нет воскресной школы?». Я даже как-то опешил от этого вопроса: «Как нет?». - А что, она у вас есть? – «Да уже лет 10 как существует». - Правда? А я не знал.
Может быть, это мы виноваты, что даем недостаточно информации. А может быть, действительно, отношение к нашему храму такое, что раз тут все не так, раз тут только для vip-персон, то какая же воскресная школа может быть? И человек не доставляет себе труда как-то поразмыслить о том, что раз есть храм, логично, что при нем есть и воскресная школа.
Так вот, у нас есть и детская воскресная школа, и взрослая.
Детей примерно 60 человек, что для центра нормально, потому что рядом с храмом почти нет жилых домов. Родители приезжают с разных концов Москвы, везут детей, которым поспать бы, потому что их и так в школе загружают. Но дети сами стремятся в храм.
Занимаемся мы с ними после воскресной Литургии. Посещение Литургии обязательно, с этого начинается занятие.
Плюс есть воскресая школа для взрослых. Каждое воскресенье на занятие остаются человек 100-150. Мы не имеем возможности их собрать и покормить, так что они что-то берут с собой, перекусывают и идут на занятия.
Эти люди составляют основу нашего прихода. Многие пришли, еще когда основной храм строился и мы служили в Преображенской церкви, так что немало наших прихожан ходит в наш храм на протяжении 15 лет.
- Нет возможности собрать и покормить? Звучит достаточно странно, если учесть, сколько помещений в Храме Христа Спасителя!
- Помещение правда огромное, а собраться-то и негде. Самую значительную площадь у нас занимает Зал Церковных Соборов. Также есть трапезные, которые не приспособлены для занятий, и музейная галерея.
Для школы мы выделили помещение, в котором раньше была книжная лавка. Никто туда особо не заходил, и мы оборудовали помещение для детской воскресной школы. Еще собираемся в одной из трапезных, и в зале Синода. Синод там никогда не собирался, но название такое. Взрослые занимаются в так называемом Малом Архиерейском Зале, который расположен за сценой Зала Церковных Соборов и рассчитан как раз на 150 мест.
- Есть ли возможность вместе праздновать, собраться на трапезу?
- Детишек у нас поздравляют, в праздники делают угощение, праздничное чаепитие. Кончено, если речь идет о Рождестве или Пасхе, то не ночью после богослужения, а на Святках или на Светлой седмице. Сотрудников поздравляем с Днем Ангела.
- Вы ведете занятия в воскресной школе?
- Я занятия не веду, но в курсе всего, что у нас происходит.
- Много ли людей хотят принять Крещение или окрестить ребенка в Храме Христа Спасителя?
- С такими просьбами к нам обращаются практически ежедневно. Мы совершаем крещения, но, конечно, не в таких количествах, как, скажем, священники в храмах в спальных районах, когда приходит по 15-20 человек.
К тому же, сейчас лето, и в городе меньше народа. Зато, бывает, приходят те, кто приехал в Москву и хочет принять Крещение именно в Храме Христа Спасителя.
С того момента, как Храм Христа Спасителя стал действующим, мы проводили беседы с теми взрослыми, кто желал покреститься. Если выяснялось, что человек действительно осознанно подходил к этому шагу, мы совершали Таинство Крещения.
Если было понятно, что человек не совсем осознал, для чего ему это нужно, мы старались наставить его, научить чему-то, давали почитать Евангелие и книги, в которых разъясняется смысл Таинства Крещения. Через некоторое время человек возвращался и после очередной беседы, если он усвоил все необходимое, а не формально подошел к этому вопросу, мы совершали крещение.
В Алексеевском приделе нижнего, Преображенского храма, у нас сделан баптистерий, где мы совершаем крещение с полным погружением
- С крестными и родителями младенцев также проводились беседы?
- Предварительных бесед с крестными и родителями у нас не было, но, как правило, до или после совершения Таинства Крещения священник обращался со словом назидания к присутствующим и в первую очередь к крестным, которые взяли на себя ответственность за духовное воспитание ребенка, разъясняя им, как они должны воспитывать крестников в будущем.
Теперь, когда Святейший Патриарх Кирилл утвердил практику предварительных огласительных бесед, перед совершением Таинства мы беседуем с родителями ребенка и с будущими крестными.
- Нередко практика таких бесед вызывает протест и непонимание…
- Да, и мы встречаем порой какое-то недопонимание и неприятие такой практики. У нас ведь как? Люди решают окрестить младенца, заранее оповестят своих родных и близких о том, что они пойдут крестить, купят продукты для праздника. Идут в храм, ничего не узнав заранее – и вдруг оказывается, что еще нужно немножко позаниматься катехизисом. Конечно, это вызывает недовольство.
Но постепенно люди привыкают к тому, что к Таинству Крещения надо подходить осознанно, и появляется другое настроение. Люди благодарят, что в храме к ним отнеслись со вниманием, и не получилось так, что они просто пришли, заплатили деньги и ушли.
Если практика огласительных бесед во всех храмах Москвы или даже во всех храмах нашей Церкви утвердится, это, кончено, пойдет на пользу людям.
- Храм Христа Спасителя - одно из тех мест, которое традиционно посещают молодожены после заключения брака. А вот всем ли можно повенчаться в кафедральном соборе Москвы?
- Венчания у нас бывают, хотя и немного. Особенно часто венчаются на Красную горку или осенью, когда обычно играются свадьбы. На будние дни венчания приходятся редко, чаще – на пятницу или воскресенье. Но больше пяти венчаний в день у нас не было.
- Пять? Ничего себе, как много!
- В некоторых храмах бывает и больше, так что несколько пар приходится венчать одновременно. Знаю, что такая практика существует в Богоявленском соборе, потому что много желающих повенчаться именно там.
А у нас пять пар вполне возможно повенчать по отдельности в течение дня.
- И венчание проходит в самом Храме Христа Спасителя?
- Все требы у нас совершаются в нижнем, Преображенском храме.
Все-таки верхний храм - Патриарший, торжественный, и до сих пор мы не решались совершать так какие-то требы, чтобы не получилось так, что кто-то кичится тем, что он принял Крещение или повенчался в главном храме Москвы.
Мне кажется, если бы такая практика была, то люди стали бы венчаться здесь из-за тщеславия, а это неправильно.
Что касается Преображенского храма, там очень благодатная атмосфера. Обычно мы перекрываем вход для посторонних, и в храме во время венчания находятся только родные, близкие, друзья молодоженов и нет суеты и хождения из угла в угол. Люди стоят, кто молится, кто радуется за молодых - в зависимости от степени веры. И создается особенная, камерная, домашняя обстановка.
Естественно, верхний храм мы не могли бы перекрыть и прекратить доступ людей. Там всегда бывает какая-то суета, много народу, много туристических групп, порой шумные группы. На мой взгляд, все это стало бы как-то отвлекать и молитвенное настроение могло бы попросту раствориться.
Во всяком случае, когда люди узнают, что венчания совершаются не в верхнем храме, а в нижнем, то не отказываются венчаться и никаких возражений не высказывают, а относятся с пониманием. Думаю, это верное направление.
После венчания некоторые молодожены поднимаются в верхний храм, где имеют возможность приложиться к святыням нашего храма: частице Ризы Господней, мощам святителя Филарета, митрополита Московского, и другим, которые находятся в особом мощевике, расположенном по левую сторону от иконостаса.
- Какие проблемы современной приходской жизни Вам лично кажутся основными?
- Я сказал, что около 150 человек составляют «ядро» нашего прихода. Но ведь в основном-то большинство тех, кто находится в храме – люди приходящие и проходящие. И с такой текучей публикой очень сложно работать. Конечно, мы общаемся с людьми, говорим проповеди, но ведь одно дело - когда люди постоянно ходят в храм и слышат слова священника, и совсем другое – когда одни люди уходят, а на их место приходят другие, чтобы, в свою очередь, также уйти.
И порой бывает, что в храме много народа стоит, а поешь «Верую» или «Отче наш» - и поют всего несколько человек. Особенно это чувствуется по праздникам, когда надо спеть величание. Наших прихожан всегда слышно, а большинство даже и не знает, что нужно петь.
- Что же делать?
- А вот на это и нужно обратить внимание, помнить, что, когда идешь в храм, надо готовиться к службе. И мы всегда говорим, что в богослужении надо принимать участие. Ведь люди в храме не просто стоят как зрители, но являются участниками богослужения в молитве, пении. Священники и миряне составляют полноту Церкви, а когда в богослужении участвуют только священники, это какая-то неправильность и ущербность.