Успение Богородицы

Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. "Чудно рождение Твое, восклицает Церковь, чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста"(первого канона на Введение Богородицы песнь 5).

После того, как Спаситель, с Креста утешая и ублажая пречистую Матерь Свою, вместо Себя усыновил Ей возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова, разделявшего с Ней страдания Ее, ученик взял Ее к себе (Иоан. XIX, 26 - 27) и не оставлял до успения Ее, служа Ей как матери своей. Пребывание Ее было в доме св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, на Сионе.

Уже при жизни Ее начали сбываться над Нею пророческие Ее слова о Себе: се бо отныне ублажать Мя вси роди. С распространением славы Иисуса Христа как Сына Божия блажима была и пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо Она пребывала с учениками в молитве (Деян. I, 14), и прияла дары Святого Духа в день Пятидесятницы.

Для Апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передала им все слова, которые слагала в сердце Своем; - поведала о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно Апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение Апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По приятии Св. Духа они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Имея Ее, как наместницу Христа Господа своего, взирая на Ее святое лицо и слушая Ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 1 - 3), Пресвятая Дева Мария со св. Иоанном Богословом около 43 года по Р. Х. удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий Богослову. Впрочем, по сказанию предания, Она была не только в Ефесе, но и на Кипре у св. Лазаря, там епископствовавшего, и на горе Афонской, о которой, как говорит Стефан Святогорец, Богоматерь пророчески сказала: "сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Аз буду заступница месту сему и Богу о нем ходатаица".

Благоговение древних христиан к Божией Матери было так велико, что они передали все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее св. слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, - Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле, "была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие - первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. "Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет".

Ко времени Своего блаженного успения Пресвятая Дева Мария рпять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Богоматери распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и гордых Иудеев, которые даже покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Ее от врагов.

Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресвятая Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанно любовью к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, так и тогда, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о Ее блаженном успении.

Обстоятельства, предшествовавшие и сопровождавшие успение Богоматери, известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В V веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, об успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: "хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ея, впрочем, мы знаем об них из древнейшаго и вернейшаго предания". Это предание подробно собрано и изложено в "Церковной истории" Никифора Каллиста в XIV веке.

Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных. Из древнейших сказаний об успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения Ее явился в сретение душе Ее в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ Богоизбранный (Исход. XIV, 19 - 20), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело Богоизбранной Отроковицы и Матери, несомое Апостолами для погребения.

По завещанию Пресвятой Девы святой тело Ее было положено в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных Ее родителей и Ее обрученника. На третий день по смерти, когда Апостол Фома, небывший при погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб Ее, пречистого тела ее уже не было в гробнице. Господь переселил пренепорочную Матерь Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сорокой вознесся на небо с пречистой Своей плотью, так и Матерь Его в третий день по смерти Ее дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: "воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея" (Псал. CXXXI, 8).

После успения Богоматери, когда Апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели Пресвятую Деву на небесах, "живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемую, яже и рече к ним: радуйтесся". По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, а после стола возносить этот хлеб, нарицаемый Господнею частью, славя великое имя Пресвятой Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Богоматери в третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, и внезапно услышали горе - хвалебное пение Ангелов и узрели Пречистую Деву, то вместо: Господи Иисусе Христе, возопили: Пресвятая Богородице, помогай нам, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем панагии.

Место погребения Пресвятой Богородицы доселе служит предметом благоговения не только для христиан, но даже для неверных.

Источники
  • Дни богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания Издательство "Отчий дом", Москва, 1996.
возможно вас заинтересует
Воздвижение Креста Господня
С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель.
Читать далее
Крещение Господне
Крещение Господа нашего Иисуса Христа - один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово.
Читать далее
День Святой Троицы
В праздник Пятидесятницы Св. Церковь воспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков.
Читать далее
Входа Господня в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви.
Читать далее
Благовещение Богородицы
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.
Читать далее
Вознесение Господне
Вознесение Господа нашего на небо совершилось в сороковой день после Его воскресения - Пасхи. В продолжении времени от воскресения Своего до вознесения на небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно с учениками Своими, а только время от времени являлся им.
Читать далее
Успение Богородицы
Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной.
Читать далее
Сретение Господне
По прошествии сорока дней после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом Обручником пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа.
Читать далее
Рождество Христово
На заре истории Человечества, за несколько тысячелетий до события Рождества Христова, Всемилосердный Бог, закрывая пред первыми людьми райские двери, по Своему великому милосердию утешил их обещанием Спасителя.
Читать далее
Преображение Господне
Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения в начале IV в. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения Господня (Мф. 17, 1; Мр. 9, 2; Лк. 9, 28).
Читать далее
Введение во Храм Богородицы
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Читать далее
Рождество Богородицы
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме.
Читать далее