О почитании мощей или как научиться разговаривать со святыми
Всегда дорога память о любимом человеке. После смерти любимого хочется иметь его портрет или фотографии, иногда перебирать и прикасаться к его вещам, письмам, книгам... В Церкви такая память о святом сохраняется через его останки - святые мощи.
Душа святого уходит в небесные обители, а тело остаётся на земле. Оно много потрудилось и теперь покоится, через него душа приобрела ангельские свойства и наследовала вечную жизнь. Тело - как одежда для души, а точнее дом, где душа жила земные годы. Тело - как часть самого человека, его мировозрения, интересов, ценностей... Тело отображает и хранит в себе очень многое - как плохое, так и хорошее. Оно помнит, что человек любил, о чём больше всего думал и переживал, с кем дружил, на кого хотел быть похожим. Оно может о многом рассказать. Просто с усопшими, а особенно со святыми, нужно уметь разговаривать. На особом языке и необычными словами, но самое главное с верой в этот реальный и живой диалог. Опыт молитвы доказывает, что человек бессмертен и умереть не может. Также, как не может умереть и разрушиться любовь. Любви всегда свойственно себя выражать и проявлять - через помощь другим и заботу о них. Естественно, забывая себя и своё. Этим духом жили святые. В центре их жизни был Христос, а во Христе - всякий человек - ближний и дальний. Отдавать себя другим они не перестают и после ухода отсюда. Мы в это верим, и потому лобызаем их мощи и возносим у гробниц святых свои сугубые молитвы.
Святые нам всегда помогают, как старшие братья младшим. Но они хотят нам многое сказать - и об этой жизни, но больше всего о другой, о той "которая явилась, которую они видели своими очами и осязали своими руками... - сию вечную жизнь они возвещают нам." (1 Ин. 1, 1-2). Больше всего святые хотят быть с нами на земле, а точнее, чтобы мы были с ними на небе - вечно и близко. Их мощи - как пустой и чистый сосуд из-под мира - благоухающий и ароматный. Источник благоухания для души и тела один - благодать Божия. Одинаково пахнет цветок или целый букет, также и нет разницы какого размера частица мощей. Приложиться к мощам всё-таки нужно, также, как и постоять несколько часов вместе с теми, кто с тобой в одной Церкви. Лучше всего постоять одному и молча, всматриваясь в себя и переживая о других. Не только взывая из сердца к святому, но и слыша его ответы - ведь он совсем близко и ему всё слышно. Будем просить, ждать и верить и никогда не посрамимся, ибо получим за временное и земное - вечное и небесное.
Протоиерей Андрей Овчинников