Притча о безумном богаче (Лк. 12, 16 - 21)

Притча о безумном богаче (Лк. 12, 16 - 21)

Жизнь человека не зависит от изобилия его имения. У одного человека был богатый урожай в поле. И у него сразу же появилась проблема: богач не знал, что делать со своим богатством. Он нашел такой выход из создавшейся трудной ситуации: решил разрушить старые хранилища, и построить вместо них новые, более вместительные. А потом поместить туда богатый урожай, и сказать душе своей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись!»

На что Бог ответил богачу: «Безумный! Ныне же ночью душа твоя будет истяжена (насильственно отнята) у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Сюжет этой притчи можно сравнить с чудесным ловом рыбы апостолом Петром (Лк. 1-10). Рыбаки всю ночь трудились, но ничего не поймали. Христос, видя это, сказал им забросить сеть. Пётр сделал это, и улов был так велик, что сеть рвалась от количества пойманной рыбы. Согласно толкованию свт. Иоанна Златоуста, в тот момент вся рыба Генисаретского озера, обгоняя и тесня друг друга, устремилась в сети апостола Петра, и никто из этих рыб не хотел остаться вне сети.

Апостол Петр отреагировал на произошедшее отличным от богача образом:

1. он познал во Христе Бога (ни один простой человек не мог тáк расплатиться с ним за использование лодки в качестве места для проповеди перед народом);
2. Петр возблагодарил Его;
3. осознал своё недостоинство и Божие всемогущество (попросил выйти из лодки, потому что посчитал себя недостойным такого посещения);
4. принёс Богу покаяние (сказал, что он – человек грешный);
5. научился страху Божию;
6. показал готовность оставить всё и последовать за Христом (поскольку Петр ни одной пойманной рыбы не взял себе).

В конечном итоге Пётр удостоился стать апостолом («ловцом человеков»).

Богач же, во-первых, решил разорить старые житницы и построить новые, более вместительные. Но Бог от него ждал не этого. Чего же хочет Бог от человека?

Умерщвления Ветхого начала и жизни для Нового человека, - жизнь человека зависит от исполнения им заповедей Божиих. При этом очень важно не делать лишних усилий. Христианство учит делать только подлинно важные и нужные дела.

Наличие богатства – это повод поразмышлять: кто это богатство мне дал? Для чего я богат? Святитель Николай Сербский, говоря об исцелении от недуга воровства и кражи, пишет так: «Крадут человек и дьявол: смотрит Бог». При этом человек крадет у Бога, человека, природы... А, значит, - у себя. Дьявол – помощник во всяком злом деле – на погибель души. Поэтому исцеление от воровства произойдёт только тогда, когда мы оим знание того, что вся собственность, - и наша, и чужая, - Божия.

Христос есть податель величайших благ ля нас. Условие их же получения – оставить блага земные, как сказано: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и всё остальное приложится вам» (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31).

Богач решил сказать душе «Много добра лежит у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись!» Это был голос безумия, поскольку пища для плоти и души – разная. Голос нашего времени, действительно, направляет человека к бесконечному потреблению товаров и услуг. Девизом современной жизни являются выражения «Бери от жизни всё!» и «Живём один раз!» Такие установки неизбежно приводят к печальному итогу - потере вечности по причине неправильно прожитой жизни.

Душа – нематериальна, поэтому кáк она может есть и пить? Богач, говоря о душе, на самом деле думает только о теле. В этом смысле притча является необыкновенно актуальной и современной, поскольку высвечивает в сознании богача полный триумф тела над душой. А душа тоскует по небу, радуется Богу. Она питается правдой и молитвой.

Безумие богача проявляется в том, что он считает себя господином времени. Бог же говорит ему: «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя». На самом деле господином времени является Бог. Господь зажигает свечу жизни, Он же её и потушит. Поэтому очень важно каждому из нас всегда иметь память смертную.

Если есть Бог, то случайной смерти быть не может! Бог знает жизнь человека в самых сокровенных местах его души. Если там, в глубинах, жизнь остановилась, тогда человек умирает. Человек живёт, пока совершается работа над собой, пока он кается в своих грехах. Когда же душе нечем заняться на земле, тогда приходит смерть.

Умирает человек на пике своего духовного развития, потому что дальше в его жизни следовала бы деградация, падение, дорога под уклон.

Притча о безумном богаче обращена к каждому из нас, ибо, в духовном смысле, каждый человек от Бога одарён определённым богатством. Можно не иметь большого состояния, но при этом обладать каким-то талантом, иметь хорошую семью, жену, послушных детей. Будучи обладателем такого богатства, нельзя закапывать свой талант, его необходимо развивать, делая полезным другим людям.

Перед любым богатым человеком всегда стоит дилемма: либо я оставлю богатство при жизни и познаю другой путь, - путь служения; либо богатство оставит меня после смерти, и я окажусь полным банкротом. Поэтому очень важно богатеть в Бога, созидая, таким образом, своё собственное будущее в вечности.

Протоиерей Андрей Овчинников